Передо мной великое произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. В нем просторный охват реальности, где мы видим картины мирной и военной жизни. Автор – великий гуманист, махаловка ему ненавистная. Л. Н. Толстой назвал свое произведение “Война и мир”. Действительно, в рома не довольно полно представлены картины военной и мирной жизни. И тут есть над чем призадуматься.

Множество эпизодов романа оставили ослепительный след в моей памяти. Чем я была поражена в “Войне и мире”? Конечно, объективностью, образностью. Никто не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости духа, как автор “Войны и мира”.

Вот заграничный поход. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход” отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который “с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали”.

А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во пора сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его “батарея … не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек”. Да, все это героическое. Каков результат проявленное героизма? Мрак, темнота, звуки копыт и колес, “как будто текла мрачнаярека в одном направлении. И среди этих звуков яснее всего были стоны и голоса раненых. Их стоны наполняли собой весь тот самый мрак”. Пожалуй, этим все сказано.

Еще больший ужас вызывает Аустерлицкое сражение и один важный момент его -переправа через плотину Аугеста. Здесь солдаты, давя приятель друга, стремятся переправиться через плотину, на лед которой беспрестанно шлепаются ядра. Читая эту сцену, испытываешь большое душевное напряжение, страшно становится от криков ужаса солдат, когда под их ногами и орудиями трещит лед. И вот все кончено: лед рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились, кто вперед, кто назад, потопляя один другого. Аустерлиц стал эпохой разочарований не только для всей РФ, но и для отдельных героев. Страшная, как и каждая махаловка, уничтожением человеческой жизни, эта махаловка не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу, и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.

  1. Вопрос о войне и патриотизме в романе Толстого.
  2. Изображение военных действий в романе.
  3. Кульминация романа - Бородинское сражение и его значение.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. В романе нарисованы картины знаменательных событий истории страны, освещены важные стороны народной жизни. В романе картины войны и мира неразрывно связаны между собой. Однако «война» не только означает военные действия, это и психологическое состояние людей, как и понятие «мир» раскрывается в разнообразных значениях.

Один из основных вопросов, волнующих Толстого, - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа.

Толстой - прекрасный баталист, но в эпизодах военных действий его интересует не столько стратегия и тактика, сколько психологическое состояние участвующих в них людей. Автор показывает верных сынов Отечества, готовых на подвиг во имя спасения России.

Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась, а над русской армией нависает угроза разгрома. Кутузов принимает решение послать Багратиона с солдатами через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстоит совершить подвиг-совершить трудный переход и задержать французов до прихода Кутузова. Только это может спасти русскую армию от поражения. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении Толстой показывает бесстрашного Долохо-ва, который проявляет чудеса храбрости, но делает это только ради себя самого и помнит только себя самого. Аналогично ведет себя и Жерков. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не стал рваться вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за того, что приказ в результате не был передан, французы отрезали русских, и многие погибли или были ранены. Толстой показывает, что таких как Жерехов и Доло-хов очень много. Они не трусы, но не могут забыть себя ради общего дела. Эти люди думают о карьере и своих личных выгодах.

Однако в русской армии много настоящих героических воинов. Их мы встречаем при описании Шенграбенского сражения. Вот командир роты Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты стали отступать, поддавшись панике. Казалось, все было потеряно. Но в эту минуту наступавшие до этого французы вдруг побежали назад и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, бла-годаря которой русские смогли вернуться и собрать батальоны.

Кульминацией военных действий, описанных в романе «Война и мир», является Бородинская битва, которую Толстой показывает нам глазами Пьера Безухова. Добрый, наивный и неловкий Пьер никогда не видел войны и воспринимает про-исходящее с детской непосредственностью. Он никогда ничего не понимал в военной стратегии и тактике и теперь искренне пытается разобраться в этом. Рисуя картину сражения, Толстой, как будто специально для Пьера, дает вначале вид сверху, а затем показывает события изнутри. Взгляд Пьера - и есть вид изнутри, война глазами новичка, сугубо штатского человека. Дважды Пьер осматривает Бородинское поле - перед боем и во время него. Его поражает вид сражения, он видит изумительную по красоте картину поля битвы в лучах утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, в центре действия. В тот момент, когда он вступает в ряды пехоты, он чувствует силу патриотизма и необычайный душевный подъем. Он слышит разговоры солдат и сердцем понимает значение происходящего. В жарком бою на батарее Раевского Пьер наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости. Простые солдаты и ополченцы не скрывают того, что испытывают чувство страха, но именно от этого их мужество кажется более удивительным.

Кутузов показан на поле Бородина как истинный предводитель народа, он - воплощение народного духа.

По мнению историков, Бородинское сражение было выиграно Наполеоном, но это сражение не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага, уничтожал запасы продовольствия, чтобы они не достались неприятелю.

Возникло и развилось партизанское движение. Партизанский отряд под руковод-ством дьячка взял в плен сотни французов, воевали все - и старостиха Василиса, и поэт-гусар Денис Давыдов. И это было полное поражение Наполеона, его армия была остановлена при Бородине. Толстой рассматривает Бородинское сражение как пово-ротный момент в ходе войны, определивший скорую гибель французской армии.

Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа «Война и мир».

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, “противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием”. Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает

Себя напоказ.
Именно таким изображает Толстой героев Шенграбенского сражения, одного из центральных событий войны 1805 года, сражения, исход которого был очень важен для русской армии. Отряд Багратиона должен был задержать французов, чтобы могли соединиться русские войска. Недаром Кутузов напутствует Багратиона: “Благословляю тебя на великий подвиг”. Князь Андрей, будучи адъютантом Кутузова, просит отпустить его с армией Багратиона, так как он хочет принять участие в настоящем сражении. Накануне боя, когда Болконский объезжал позиции, он увидел забавную сценку: один из русских солдат, подражая французам, стал лопотать что-то непонятное, раздался “грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорей всем по домам”. Простым солдатам нечего делить друг с другом – вот идея автора. Войны развязывают правители, чтобы удовлетворить свои амбиции, а расплачиваться приходится простым людям.
Перед сражением встречает Болконский и главного героя этого эпизода – капитана Тушина, подчеркнуто неловкого, совершенно не военного вида артиллериста, с “большими, добрыми и умными глазами”. Батарея капитана Тушина героически выполняла свой долг, даже и не думая об отступлении, хотя в ней было всего четыре орудия. Французы думали, что в этом месте сосредоточены главные силы русских, и ударили всей своей мощью по батарее. Во время боя капитан Тушин даже не думал об опасности, “лицо его все более и более оживлялось”. Несмотря на его невоенный вид и “слабый, тоненький, нерешительный голосок”, солдаты любили и уважали его, и “все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира”. Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили его солдат. Приказ об отступлении должен был доставить на батарею адъютант Жерков, но он испугался сильного обстрела и поехал в другую сторону. Второй штаб-офицер только выкрикнул приказ об отступлении и умчался прочь, чем вызвал смех солдат. Третьим адъютантом был князь Андрей. Он увидел несколько убитых, раненую лошадь, услышал свист снарядов. Ему становится страшно, но “одна мысль о том, что он боится, снова подняла его”. Он помог Тушину убрать орудия и уехал лишь тогда, когда все было сделано.
Еще одним незаметным героем сражения стал капитан Тимохин. Впервые мы встречаемся с ним на смотре в Браунау, когда Кутузов узнает его, поскольку он участвовал в турецкой компании. В тот момент, когда, казалось, французы побеждают, выступила рота Тимохина: “Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали”. Отряд Багратиона выполнил свою задачу благодаря таким скромным, незаметным героям, как Тушин и Тимохин. В этом эпизоде Толстой показывает нам подлинный героизм, который не выпячивает себя.
Центральным эпизодом войны 1812 года, кульминацией ее, стало Бородинское сражение. Удивительно то, что, в отличие от Шенграбенского сражения, автор не называет нам имен русских солдат, которые героически сражаются и погибают на поле Бородина. Тем самым он хочет подчеркнуть ту мысль, что все русские солдаты были героями. Особенно подробно описывается Толстым батарея Раевского, где происходили очень важные события боя. Все сражение показано глазами Пьера (это один из излюбленных приемов Толстого) : “К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки”. Пьер видит, как люди один за другим погибают, исполняя свой долг: “Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали”. Эта картина поражает Пьера, и он высказывает мысль, несомненно, близкую и прочувствованную автором: “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!”
Описывая сражения, Толстой постоянно проводит антитезу между Наполеоном и Кутузовым. Их обоих любят солдаты, но по-разному. Перед Наполеоном преклоняются, как перед божеством, Кутузова уважают за мудрость, опытность, внимание к простому солдату. Наполеон одержим манией величия, он ведет себя неестественно, помня, что каждый его шаг записывается для потомков. А Кутузов прост, скромен, непритязателен, поэтому он велик, так как, по мысли автора, “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: “Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека”.
Военные эпизоды романа “Война и мир” раскрывают нам главные темы и идеи Толстого: неприятие войны вообще, понятие подлинного героизма и величия, мужество и патриотизм русского народа.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Л. Н. Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца. Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за свое будущее, за свободу и независимость своей страны. И в Read More ......
  2. В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача – осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”. Увлекшись мыслью о народном характере Read More ......
  3. Сочиняя “Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории. В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так Read More ......
  4. Роман “Война и мир” – величайшее произведение мировой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно Read More ......
  5. Изображая в своем романе “Война и мир” военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, Read More ......
  6. Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого “Война и мир” и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел показать современность в соотнесенности с историческим прошлым. Невольно, как свидетельствовал сам автор, он Read More ......
  7. 1812 год в изображении Толстого. (Война и мир. Патриотизм русских людей.) Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет Read More ......
  8. Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе “Война и мир”, – яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей. Эти принципы сводятся к мысли, что люди значительны настолько, насколько они участвуют в созидательном процессе жизни, утверждают и приумножают своим Read More ......
Военные эпизоды в романе Толстого “Война и мир”

В романе «Война и мир» Лев Николаевич мастерски передал все реалии войны, ее страхи, описал ужасы смерти и случившиеся кровопролития. Также, он внедрил в текст своего романа десятки и сотни героев, которые мастерски, отважно и отчаянно сражались за свою родину, за свой народ. Конечно, Толстой изображает не только преданных и славных воинов, он описывает часто встречающееся явление тщеславия, самолюбия, хитрости и подлости.

На страницах романа читатель знакомится с историями двух величайших войн, одна из которых происходила на территории России, а другая за ее пределами. За границей в 1805–1807 году происходят яркие Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Читатель наблюдает за мастерством и талантом прекрасных полководцев – Багратиона, Кутузова. Также нам выпадает честь ознакомиться с истинной сущностью управленческой верхушки, которая без особых угрызений совести могла отправить солдат на верную гибель, не сожалея ни о единой погибшей душе.

Кровавые события показывают патриотизм, настоящее мужество и сплоченность русского войска. Из рассказов Толстого мы знакомимся со скромным, спокойным, честным и абсолютно настоящим человеком – с ротным командиром Тимохиным. Его храбрость и настойчивость, умение держать строй позволили восстановить хаос и порядок, который происходил в рядах русских воинов.

Эпизоды романа неоднократно содержат такие героические поступки верных и самоотверженных полководцев, однако, Лев Николаевич не оставляет без внимания и те события, когда армии были совершенно рассеяны, когда русский солдат находился в полном смятении и мысли его путались в окружающем беспорядке.

Военные действия 1812 года, которые развернулись на территории России, автор описывает совершенно иначе. Народ русский горой встал на защиту своей родины. На Россию надвигалась угрожающая армия Наполеона, которая завоевала уже всю Европу и разинула свой рот на прекрасные, плодовитые русские земли. Однако здесь великий полководец и его воины наткнулись на сильнейшее сопротивление.

На защиту территорий России встало не только войско, а и весь народ. Люди покидали свои дома, они уходили с тех земель, которые были оккупированы захватчиками. Таким образом, они показывали, как не желают жить под управлением, под властью иностранных командиров.

Простой люд организовывался в партизанские отряды и помогал основным войскам. Конечно, воевать напрямую, один на один с грандиозным французским войском партизанские отряды не осмеливались, однако уничтожать противника по частям у них отлично получалось.

И вот, в конечном итоге, война достигла финала, своего конца. Лев Николаевич приписывает основную роль в победе именно простому, обычному люду, русскому народу. Конечно, генералы и полководцы не остаются в стороне. Их правильные приказы и умно составленные маршруты нападения принесли положительный результат. Однако без сплоченного войска и преданного русского человека победу одержать было бы невозможно!