Владимирская икона Божьей Матери празднуется трижды в году. Одно из самых пышных почитаний посвящается сретению образа в Москве. С этим праздником связана история спасения столицы от набега татаро-монгол.

Владимирская икона - одна из самых почитаемых православных святынь. Только появившись в наших краях, она сразу стала творить чудеса. Богородица сама управляла судьбой своего образа, не раз являясь во сне полководцам, князьям, просто благочестивым христианам.

Слово «сретение» означает «появление», «принесение во храм». Чаще всего оно используется по отношению к Иисусу Христу. Сретением Господним называют принесение Девой Марией своего сына в церковь на крещение. Когда говорят о сретении иконы, подразумевают её появление в том или ином храме, городе.

Краткая история святыни

По преданию, икона, с которой сделан список Владимирской, нарисована самим Лукой. Вместо холста он использовал столешницу стола, за которым обедали Иисус, Иосиф и Богородица. Увидев изображение, Дева Мария благословила его, сказав, что оно будет оберегать всех христиан, даровать благодать. Примерно через 500 лет святыня оказалась в Константинополе. Далее мнения о её судьбе расходятся. Одни говорят, что был сделан список и отправлен как дар Юрию Долгорукому. Другие утверждают, что передана оригинальная икона. Изучив стилистику, подвергнув полотно ряду анализов, ученые склоняются к первому варианту. Владимирская икона написана примерно в XII веке, представляет собой яркий образец Византийской живописи тех времен.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, забрал святыню, поехал с ней в Москву, чтобы организовать там государство, независимое от Киева. По дороге он заехал во Владимир. По уезду из города случилось необъяснимое. Кони отказались идти. Смена упряжки не дала результатов. Тогда князь начал молиться, и ему явилась Дева Мария. Она велела не забирать икону из города, построить там храм. Так и было сделано.

Чудесные спасения

Трижды через Владимирскую икону Богородица являла свою волю городам . Количество чудесных исцелений совсем не счесть.

1395 год: хан Тамерлан со своим войском направился на Москву. По дороге он уничтожал русские города, убивал практически всех, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Численность орды в разы превосходила русскую дружину. Боевой опыт, жестокость воинов хана практически не имели аналогов. Шансов выстоять против такой силы не было. Оставалось лишь молиться, надеясь на чудо.

Князь Московский послал во Владимир за чудотворной иконой. Духовенство организовало крестный ход. По выходу из города по обе стороны стояли люди. При виде иконы они падали ниц, устремляли свои взоры на неё и молили Деву Марию лишь об одном: спасти Русь. 26 августа святыня оказалась в Москве - произошло сретение Владимирской иконы Божией Матери.

В тот же день хану во сне было ведение. Огромная гора, с которой спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними парит Божья матерь, защищенная бесчисленным количеством ангелов. Проснувшись, Тамерлан собрал своих жрецов. По описанию они сразу поняли, что это Божья Матерь, заступница Руси. В один голос старейшины советовали хану как можно быстрее покинуть земли русские. Это он и сделал. В благодарность за освобождение построен Сретенский монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы, где и установлена икона.

Историки нашли свое объяснение отступлению Тамерлана. Официальная научная версия: хан вовсе не собирался захватывать Русь, пришел сюда случайно - в погоне за одним из полководцев Золотой Орды. Он хотел уничтожить всю верхушку империи. Подобное объяснение слабо похоже на правду: зачем человеку, страдающему манией величия, желающему захватить весь мир, вдруг оставлять в целости значительную его часть, особенно если силы, численность войск позволяют легко поработить государство?

1480 год: Ахмет, хан Золотой Орды, собрал войско, чтобы захватить Москву. Дойдя до реки Угра, на другой её стороне полководец увидел дружину Иоанна Третьего, тогдашнего московского князя. Летописи гласят: на татар неожиданно напал страх, они начали разбегаться. Хан не мог справиться с этим, был вынужден отступить. Объяснить подобное явление сложно, если учитывать, что золотоординское войско значительно превосходило русское по численности, не уступало ему по смелости, опыту, оснащенности. Это Дева Мария вновь заступилась за город, даровав ему помилование за грехи. В честь этого в столице ежегодно 23 июня проводят крестный ход из собора Успения в Сретенский монастырь.

Не прошло и полвека, как золотоординцы снова решили атаковать Русь. Хан сменился, вместе с ним забыли об испытанном тогда страхе. 1521 год. Войско из 100 тысяч человек собрал Мехмет-Гирей. Правящий тогда столицей Василий Третий не ожидал нападения, сам походов не готовил. Поэтому большинство военнослужащих было разбросано по стране - они отдыхали дома с семьями. Всего удалось противопоставить хану не более 50 тысяч человек. Силы были не равны, только чудо могло спасти город от погибели. Так и произошло: Дева Мария явилась захватчику во сне. Он испугался этого знака и отступил.

Дальнейшая судьба святыни

Ещё одно чудо произошло при пожаре 1547 года. Горел Московский Кремль. Чудотворный образ пытались вынести самые сильные мужчины, но безрезультатно - он как будто врос в землю. В это время над храмом явилась Дева Мария. Он защитила собор - огонь не тронул его.

После чудесных спасений Владимирская икона стала одной из самых значимых на Руси. Перед ней молились князья и цари, приносили присягу на верность монархам и державе высокие государственные чины, её брали в походы, чтобы каждый солдат мог попросить Деву Марию о своих нуждах. При избрании митрополитов Москвы жребии клались на эту святыню. Считалось, что через неё Богородица сама выберет наиболее достойных.

Долгое время икона находилась в Успенском соборе. В сентябре 1999 года передана в храм Святителя Николая, работающий при Третьяковской галерее. Здесь её хранят по сегодняшний день.

Владимирская икона сегодня хранится с помощью современных технологий. Она защищена пуленепробиваемым стеклом. Специальные приборы строго поддерживают заданные температуру, влажность воздуха, оптимально подходящие для сохранности материалов, из которых создана святыня.

Владимирская икона прошла сквозь историю Руси, часто сама была её участницей. В чудотворности этого образа не сомневается никто.

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.


Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.


Икона Владимирской Божией Матери. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву . В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.

(26 августа ст.ст.) в сий день празднуем восследование похвально сретение чудотворныя иконы, пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Владимирския от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темирьаксака (Пл.). Пред иконой Пресвятыя Богородицы Владимирския молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука в I веке от Рожества Христова на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Исуса. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Данная икона приписывается евангелисту не в том смысле, что она писана его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что икона эта является списком с икон, писанных когда-то евангелистом

Феодосий II греч. Θεοδόσιος Β’, Бюст Феодосия из Лувра. Византийский император 408 - 450

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, отсюда ее украинское название - Вышгородская икона Пресвятыя Богородицы. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Пресвятыя Богородицы был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.

Празднование Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы бывает несколько раз в году. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентябряпо новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

3 июня(21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября(по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

История встречи в Москве Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы

Праздник Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святаго образа Пресвятыя Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Тимур / Тамерлан чагат. تیمور, Великий эмир империи Тимуридов
9 апреля 1336 год - 18 февраля 1405г. Миниатюра XV века

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.


Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятыя Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю) “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… .

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирский иконы Пресвятыя Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Пресвятыя Богородицы, после 235 лет пребывания во Владимире, осталась в Москве навсегда. Ее поместили в построенном в честь Успения Пресвятыя Богородицы соборе.Перед ней помазывались на царство цари и свершались важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.)

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить…

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Пресвятыя Богородицы Влаимирския – была передана РПЦ в храм Святителя Николы при Третьяковской галерее.

Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный (греч. Этимасия ) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Исуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.

Владимирская икона Пресвятыя Богордицы является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская , глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

П о данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.

Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Празднование в честь Владимирской иконы совершается Церковью три раза в году: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю, причем наиболее торжественно празднуется память сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в Москве 26 августа 1395 года (8 сентября н.ст.).

Русь к концу XIV в. уже почти триста лет была в состоянии феодальной раздробленности, и из них последних два века – под тяжестью монголо-татарского ига и под постоянными нападениями со стороны западных соседей. Постоянно разоряемая то своими, то чужими, утратившая большую существенную часть своих земель, ставшая «улусом» (вассалом) золотоордынских ханов, обложенная от них непомерной данью, Русь пребывала в состоянии глубокого упадка. Возрождение государственности началось с духовного возрождения, с православной веры, дивными плодами которой явились на Руси преподобный Сергий Радонежский и его ученики.

Преподобный Сергий был возведен в сан игумена основанной им обители (будущей Троице-Сергиевой лавры) в 1354 г., а уже в 1360-х годах происходит событие, крайне важное для дальнейшей судьбы русского народа: святителю Алексию, митрополиту Московскому, бывшему тогда опекуном малолетнего князя Московского Дмитрия и фактически управлявшему от имени князя, удалось добиться от ордынских ханов признания права московских князей наследственно владеть титулом великого князя Владимирского, что фактически отменяло существовавшее тогда «лествичное право» наследования и создавало основы для возникновения централизованного монархического государства. Политика эта увенчалась торжеством победы на Куликовом поле в 1380 году, когда объединившиеся впервые за столько времени русские князья во главе с московским князем Дмитрием разбили монголо-татарские войска.

Однако об окончательном объединении Руси тогда еще не могло идти и речи, и в 1382 году Москва и все ее земли подвергаются опустошительному разорению со стороны орд Тохтамыша. Русские князья вновь начинают ездить на поклон к ханам и платить дань.

В 1370 году на территориях между Индией и Золотой ордой возникает новая могущественная исламская империя Тимуридов со столицей в Самарканде, которую возглавил один из величайших азиатских завоевателей – Тамерлан. За короткое время Тамерлан покорил себе несколько царств. Этот властитель отличался особой кровожадностью. Империя его стремительно росла, и возникали серьезные трения с соседями, на которых Тамерлан также пытался распространить свое влияние. В их число входила и Золотая орда. Ситуация особенно обострилась в 1394 году, когда в ответ на провокационные действия хана Тохтамыша Тамерлан пошел походом на орду и разбил Тохтамыша в генеральном сражении на реке Терек 15 апреля 1395 года. Преследуя отступающие силы Тохтамыша Тамерлан прошел всю Золотую орду с юга на север и в июле показался в пределах русских земель. Русские с трепетом следили за развитием событий. От грузинских князей они уже были наслышаны о силе и кровожадности Тамерлана, который не раз покорял Грузию и пытался даже насадить в этой православной стране ислам. Тамерлан хорошо понимал, что большой русский улус является важным источником дохода и стабильности Золотой орды. Русские источники сообщают о намерении Тамерлана или Тимура Аксака, как его называли в наших летописях, идти на Москву.

В августе 1395 г. Тамерлан вторгается в пределы Руси и сжигает город Елец, находившийся на окраине Рязанского княжества, убивает Елецкого князя и жестоко расправляется с населением.

Затем Тамерлан встал на Дону и выжидал, то ли давая отдых войнам, то ли строя планы дальнейших действий. Московский князь Василий Дмитриевич стал спешно собирать силы на реке Оке, но надежд противостоять многотысячным победоносным ордам Тамерлана практически не было. Люди находились в страхе, а для Руси в этой ситуации поход Тамерлана мог стать смертельным, и не только из-за монголо-татар: Литовское государство на западе, уже принявшее католическую унию, стремительно вбирало в себя земли ослабленной Руси (так уже в 1362 году ими был взят Киев), русским границам угрожали Польша и Швеция.

И тогда митрополит Московский Киприан – дивный святитель и ревностный служитель Церкви – объявляет всенародный пост и вместе с князями организует небывалый крестный ход из Владимира в Москву с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Серб по национальности, владыка Киприан очень любил русский народ, верил в него и видел, что сейчас настал критический момент, от которого зависит все будущее этого народа, и ничто уже не может помочь, кроме чуда, кроме соборной народной молитвы к Господу и Пречистой Его Матери. 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владимирскую икону со всею возможною торжественностью в сопровождении всего владимирского духовенства с песнопениями, крестами и хоругвями вынесли из храма и многотысячным крестным ходом понесли в Москву. Провожать икону вышли все жители города.

Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли за городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа по старому стилю. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения иконы на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

В память об этом событии на месте встречи иконы перед Москвой в 1397 году был основан Сретенский мужской монастырь.

Возвращаясь с похода на Русь, Тамерлан ещё раз прошёл через Золотую орду, на этот раз с востока на запад, оставляя за собой голую выжженную землю. Войска хана Тохтамыша были окончательно разгромлены, и после этого Золотая орда уже никогда не смогла восстановить былое могущество. Она уже не смогла помешать становлению Московского государства, а со временем её земли были вобраны в себя самою Русью. И в этом верующий человек тоже может видеть руку Божию в истории: в силах Господа любое самое страшное зло обратить во благо.

С чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы связаны многие важнейшие события истории Русского государства на протяжении многих столетий. И в наших силах также, как и наши боголюбивые предки, с простой и усердной молитвой взывать к Божьей Матери, принося Ей все те наши тревоги и печали, которые мучают нас сегодня.