Ростовской области

образовательное учреждение

Ростовской области

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол №___ от________________ __________ /Тапсиева Т.Е./

Председатель МК: _______ /Ксёнз В.А./ «______»___________2016 г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«Экология»

:

23.01.03 «Автомеханик»

Преподаватель: Черскова Н.Н.

г. Зерноград

2016 г. Пояснительная записка.

Учебный план и рабочая программа ГБПОУ РО «ЗТАТ» предусматривает по общеобразовательной учебной дисциплине «Экология» форму организации контроля знаний и умений обучающихся: дифференцированный зачёт.

Дифференцированный зачёт проводиться на завершающем этапе освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Экология». Зачёт проводиться в форме тестирования обучающихся. (согласовано с методической комиссией протокол №__ от_________________)

Дифференцированный зачет по общеобразовательной учебной дисциплине «Экология» преследует цель оценить работу обучающегося по окончанию изучения курса, полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания. Содержание дисциплины «Экология» направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;

Определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

Материалы КИМ по общеобразовательной учебной дисциплине «Экология» содержат тесты, эталоны ответов и критерии оценки обучающегося на зачёте.

Приложение 1

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский техникум агротехнологий»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методической комиссии Зам. директора по УР:

Протокол №__ от_________________ __________/Тапсиева Т.Е./

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ К ЗАЧЁТУ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Экология»

для профессий среднего профессионального образования

технического и естественнонаучного профиля :

23.01.03 «Автомеханик»

08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

35.01.11 «Мастер с/х производства»

35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»

Преподаватель: Черскова Н.Н.

г.Зерноград

2016 г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

« » 20 г. « » 20 г.

I вариант

    Экология - наука, изучающая:

    влияние загрязнений на окружающую среду;

Б) влияние загрязнений на здоровье человека;

    влияние деятельности человека на окружающую среду;

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

    Антропогенные факторы – это:

    все факторы, связанные с деятельностью человека, оказывающие влияние на природу;

Б) ксенобиотики;

    компоненты внешней среды, прямо воздействующие на живую природу;

Г) компоненты внешней среды, косвенно воздействующие на живую природу.

    Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды?

    Когда был образован комитет ЮНЕП?

А) 1970 г.; Б) 1979 г.; В) 1984 г.; Г) 1972 г.; Д) 1992 г.

    На какие виды делятся загрязнения?

    газы, пыли, твердые отходы, жидкие отходы;

Б) материальные и энергетические;

    материальные, радиоактивные, газы, пыли;

Г) газо-пылевые выбросы, сточные воды;

Д) физические, химические,физико-химические, биологические.

    Сколько азота содержится в атмосфере?

    86 %; Б) 70 %; В) 78%; Г) 68%.

7. Каково содержание кислорода в атмосфере?

    48%; Б) 21%; В) 15%; Г) 25%.

9. Охрана природы –это:

А) защита от антропогенного воздействия;

Б) ограничение использования природных ресурсов;

В) охрана отдельных объектов природы;

Г) соблюдение экологических нормативов;

Д) практическое осуществление мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

10. «Красные книги» - это:

А) списки объектов флоры и фауны, подлежащих охране;

Б) характеристика видов, требующих охраны;

В) сигналы опасности;

Г) программа спасения и увеличения численности видов растений и животных, которым угрожает опасность исчезновения.

11. Виды загрязнений по масштабам воздействия:

А) прямые; Б) локальные; В) косвенные; Г) материальные; Д) глобальные; Е) региональные.

12. Сколько процентов территории РФ занимают особо охраняемые природные территории:

А) 21; Б) 5; В) 3; Г) 1; Д) 13.

13. В каком году был введен термин мониторинг?

A) 1994; Б) 1993; В) 1965; Г) 1972; Д) 1984.

14.

А) экологической борьбой Б) экологическими последствиями

В) экологической ситуацией Г) экологическим мониторингом

15. Виды загрязнений жилища:

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель МК: Зам. директора по УР:

/Ксёнз В.А./ /Тапсиева Т.Е./

« » 20 г. « » 20 г.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ по курсу «Экология»

II вариант

1.Когда была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)?

A) 1994; Б) 1993; В) 1965; Г) 1972; Д) 1984.

2. Кем было впервые введено слово «экология»:

A) В.Сукачевым; Б) Ю.Либихом; В) Э.Геккелем; Г) Жан-Жак-Руссо; Д) В.Вернадским.

3. Основные функции заповедников:

А) служат эталонами природы;

Б) разведение отдельных видов растений и животных;

В) сохраняют генофонд природы;

Г) сочетание охраны природы с рекреацией;

Д) проводят слежение за природными процессами и их прогнозирование.

4. Выпадение кислотных дождей связано с:

А) изменением солнечной радиации;

Б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере;

В) увеличением количества озона в атмосфере;

Г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.

5. Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:

А) неорганические вещества; Б) канцерогенные вещества;

В) фреоны; Г) тяжелые металлы; Д) гербициды.

6. Твёрдые отходы подразделяются на:

А) промышленные и непромышленные; Б) промышленные и коммунальные;
В) производственные и радиоактивные; Г) металлические и пищевые.

7. Виды загрязнений жилища:

А) микроклиматическое; Б) промышленное; В) физическое;
Г) металлическое; Д) химическое; Е) биологическое.

8. В какую группу загрязнений входят электромагнитные излучения, вибрации, шум:

А) микроклиматическое; Б) промышленное; В) физическое;
Г) металлическое; Д) химическое; Е) биологическое.

9. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?

А) шум; Б) вибрация;

В) электромагнитные излучения; Г) радиоактивные выбросы.

10. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях:

А) заповедник; Б) заказник; В) ботанический сад; Г) национальный парк.

11 . Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется:

А) экологической борьбой; Б) экологическими последствиями;

В) экологической ситуацией; Г) экологическим мониторингом.

12. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.):

А) заказник; Б) заповедник; В) национальный парк; Г) памятник природы.

13. Основные функции заповедников:

А) служат эталонами природы; Б) разведение отдельных видов растений и животных;

В) сохраняют генофонд природы; Г) сочетание охраны природы с рекреацией.

д. проводят слежение за природными процессами и их прогнозирование.

14. Экология - наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду;

Б) влияние загрязнений на здоровье человека;

В) влияние деятельности человека на окружающую среду;

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

15. Каково содержание инертных газов в атмосфере?

A) 8%; Б) 10%; В) 1%; Г) 0,1%.

Приложение 2

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский техникум агротехнологий»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методической комиссии Зам. директора по УР:

Протокол №___от_________________ __________/Тапсиева Т.Е./

Председатель МК: _______ /Ксёнз В.А./ «______»___________2016г.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ИТОГОВОГО ТЕСТА

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Экология»

для профессий среднего профессионального образования

технического и естественнонаучного профиля :

23.01.03 «Автомеханик»

08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

35.01.11 «Мастер с/х производства»

35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»

Преподаватель: Черскова Н.Н.

г. Зерноград

2016 г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель МК: Зам. директора по УР:

________/Ксёнз В.А./ ________/Тапсиева Т.Е./

«__»___________20__г. «__»___________20__г.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ»:

п/п

Правильные варианты ответов

Кол-во баллов за правильный ответ

I вариант

1 .

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

10 .

А, Б, В, Г

Р=2

11.

Б, Д, Е

Р=2

12.

Р=2

13.

Р=2

14.

Р=2

15.

А, В, Д, Е

Р=2

II вариант

Р=2

Р=2

А, В, Д

Р=2

Р=2

Р=2

Р=2

А, В, Д, Е

Р=2

Р=2

Р=2

1 0 .

Р=2

11.

Р=2

1 2.

Р=2

13.

А, В, Д

Р=2

14.

Р=2

15.

Р=2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

<70% - «2» до 20 баллов - «2»

70%-80% - «3» 21 балл - 24 балла - «3»

80%-90% - «4» 25 баллов - 27 баллов - «4»

> 90% - «5» 28 баллов - 30 баллов - «5»

1 вариант

1. Живая оболочка Земли, т. е. система живых организмов и среды, которые функционирует и развивается как единое целое - это

а) гидросфера в) атмосфера б) биосфера г) литосфера

2. Какой главный труд В. И. Вернадского?

а) Биосфера в) Литосфера б) Гидросфера г) Атмосфера

3. Кто предложил термин «экология»:

A) М.В. Ломоносов. B) Э. Геккель. C) Ж.Б. Ламарк. D) Ч. Дарвин. E) В.И. Вернадский.

4 . Экология - наука, изучающая:

5. Одной из задач экологии является изучение:

    Закономерностей распределения живых организмов в пространстве.

    Особенностей строения растительной клетки.

    Химического состава природных вод.

    Температурного режима озера.

    Строения земной коры.

6. Какие из перечисленных экологических факторов относятся к антропогенным:

    Извержение вулканов.

    Рельеф местности.

    Механический и органический состав почвы.

    Строительство гидроэлектростанции.

    Погодные условия.

7. Красная книга содержит сведения о:

E) Химическом составе земной коры

8. Абиотическими факторами природной среды являются:

A) Популяции гидробионтов в водной экосистеме.

B) Луговые травы.

C) Мхи и лишайники наземных экосистем.

D) Химические элементы почвы.

E) Популяция хищников.

9. Биотическими факторами природной среды являются:

A) Глубина водной экосистемы.

B) Кислотность почвенной среды.

C) Млекопитающие тундровой экосистемы.

D) Температурный режим водной экосистемы.

E) Высота над уровнем моря.

10 . В лесной экосистеме к биотическим факторам относятся:

A Структура и кислотность почвы.

    Атмосферный воздух и его влажность.

    Рельеф местности и высота над уровнем моря.

    Уровень и температура грунтовых вод.

    Травянистая и кустарниковая растительность.

    1. Популяция - это:

A) Группа организмов одного вида, занимающих определённое пространство, способных свободно скрещиваться и функционировать как часть биотического сообщества.

B) Группа организмов разных видов, занимающая определённое пространство и функционирующая как часть биотического сообщества.

C) Совокупность особей одного сообщества, занимающих определённое пространство и функционирующих как часть биотического сообщества.

D) Совокупность особей одной стаи, занимающих определённое пространство и функционирующих как часть биотического сообщества.

E) Совокупность особей одной семьи, занимающих определённое пространство и функционирующих как часть биотического сообщества.

12. Число вновь образовавшихся особей в популяции за единицу времени называется:

A) Численностью. B)Плотностью. C)Рождаемостью.D)Смертностью. E) Экологической нишей.

13. Впервые термин «экосистема» ввел:

A) А.Тенсли.B) Ю.Либих.C) Ч.Дарвин.D) Э.Геккель.E) В.Сукачев.

14. Экосистемой называется:

A) Сообщество растительных организмов, обеспечивающих биоценоз в целом энергией.

B) Совокупность автотрофных организмов.

C) Определенное количество консументов, обеспечивающих перенос энергии.

D) Сообщество редуцентов, разлагающих мертвую органику.

E) Сообщество живых организмов, объединенное потоком энергии и круговоротом веществ.

15. К биотическим факторам природной среды относятся:

A) Химический состав воды и температурный режим водной экосистемы.

B) Популяция зайцев степной экосистемы.

C) Климатические факторы.

D) Глубина водной экосистемы.

E) Влажность атмосферного воздуха.

16. Какую роль в экосистеме выполняют растения:

A) Разлагают органические вещества до неорганических.

B) Синтезируют органические вещества из неорганических.

C) Являются потребителями энергии II трофического уровня.

D) Являются потребителями энергии III трофического уровня.

E) Являются потребителями энергии IY трофического уровня.

17. Устойчивость природных экосистем не связана с:

A) Высокой продуктивностью растений.

B) Интенсивной работой микроорганизмов.

C) Большим видовым разнообразием.

D) Циркуляцией воздушных масс в атмосфере.

E) Высокой скоростью круговорота биогенных элементов.

18. Какое из приведенных сообществ отличается минимальной продуктивностью биомассы:

А. Тропический лес. В. Тайга. С. Тундра. D. Степь. Е. Листопадный лес.

19 . Какое из приведенных сообществ характеризуется максимальной продуктивностью биомассы:

А. Тропический лес. В. Пустыня. С. Альпийская тундра. D. Тайга. Е. Арктическая тундра.

20. Растительные организмы в процессе своей жизнедеятельности используют энергию:

A) Электрическую. B) Механическую C)Тепловую. D) Световую. E) Звуковую.

21. Разрушение озонового слоя может привести к:

A) Сокращению биологического разнообразия.

B) Увеличению биологического разнообразия.

C) Увеличению запасов энергетических ресурсов Земли.

D) Увеличению численности наземных позвоночных.

E) Глобальному похолоданию.

22 . Основным парниковым газом является :

А) диоксид серы В) озон С) диоксид углерода D) оксид углерода Е) метан

23. В каком слое располагается озоновый слой экран Земли

А) тропосфера В) стратосфера С) ионосфере Д) нижних слоях атмосферы Е) тропопаузе

24. К какому нежелательному эффекту в биосфере привел выпуск холодильников:

А) к охлаждению климата

B) к уменьшению озонового слоя атмосферы

C) к увеличению кислорода в атмосфере

D) к накоплению азота в атмосфере

Е) увеличению озонового слоя атмосферы

25. Загрязнение воздуха в виде аэрозольной дымки, тумана, образующегося в результате интенсивного поступления в атмосферу пыли, дыма, выхлопных и промышленных газов, а также других загрязняющих веществ, называется:

А) парниковый эффект

В) смог

С) температурная инверсия

D) разрушение озонового слоя

Е) радиоактивное загрязнение

26. Нетоксичный газ, выделяемый в воздух всеми живыми существами, который образуется при сгорании всех видов топлива, при пожаре называется:

А) сернистый газ

В) углекислый газ

С) оксиды азота

D) оксид углерода

Е) метан

27. Совокупность всех водных систем называется

А) биосфера

В) биоценоз

С) гидросфера

D) атмосфера

Е) литосфера

28. К биокосному веществу биосферы относятся:

A) Животные.

B) Атмосфера.

C) Осадочные породы.

D) Магматические породы.

E) Почва.

29. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым:

A) Биологические ресурсы моря.

B) Растительный и животный мир планеты.

C) Земельные ресурсы.

D) Солнечная радиация.

30. Экологический мониторинг – это:

E) Изучение видового состава наземных и водных экосистем.

Итоговый тест по дисциплине «Экология» для студентов I-х курсов

2 вариант

1. К водным экосистемам относятся (выберите наиболее правильный ответ):

A) Реки и пустыни.

B) Открытый океан и тундра.

C) Пустыни и прибрежные бухты.

D) Озера и открытый океан.

E) Тайга и степи

2. Наименьшей продуктивностью биомассы отличается:

A) Заповедник Беловежская пуща.

B) Фруктовый сад.

C) Пустыня Сахара.

D) Степи умеренных широт.

E) Листопадный лес.

3. Одними из основных разрушающих агентов озонового экрана планеты являются:

A) Тяжёлые металлы. B) Метан. C) Оксиды углерода. D) Фреоны. E) Сернистые газы.

4 . Слоем, защищающим поверхность Земли от жестких ультрафиолетовых лучей, является

А) тропосфера В) тропопауза С) экзосфера D) озоновый слой Е) воздушный слой

5. Основные загрязнители атмосферы

А) пыль, газы, туманы, аэрозоли

В) пыль, оксиды азота

С) оксиды тяжелых металлов

Д) оксиды азота, серы, пыль

Е) пыль, газы

6. Экология - наука, изучающая:

A) Строение клеток живых организмов и их функции.

B) Проблемы возникновения и развития жизни на Земле.

C) Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

D) Закономерности взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой.

E) Мероприятия, направленные на восстановление биоразнообразия.

7. К антропогенным источникам загрязнения водных объектов не относятся

A) сельское хозяйство

B) нефтепромыслы

C) вулканы и гейзеры

D) промышленные предприятия

E) загрязнение почвы

8. Почва – это биокосное вещество биосферы, потому что состоит из:

A) Растений.

B) Известняков.

C) Каменного угля.

D) Мертвой органики и минеральных частиц.

E) Магматической породы

9. К абиотическим факторам природной среды относятся:

A) Сообщество живых организмов пустынной экосистемы.

B) Температура и влажность атмосферного воздуха.

C) Состав растительного сообщества тундровой экосистемы.

D) Фитопланктон водной экосистемы.

E) Популяция зайцев лесной экосистемы.

10 . В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС?

а) 1963 б) 1957 в) 1986 г) 1961

11. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

А) задерживает тепловое излучение земли

В) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

С) образовался в результате промышленного загрязнения

D) способствует разрушению загрязнителей

12 . К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:

A) Атмосферные осадки.

B) Полезные ископаемые.

C) Земельные ресурсы.

D) Биологические ресурсы моря.

E) Биологические ресурсы суши.

13. К биотическим факторам пустынной экосистемы относятся:

A) Температура воздуха. B) Верблюжья колючка.

C) Кислотность почвы. D) Ветер. E) Продолжительность световой части суток.

14. К причинам опустынивания не относится

А) перевыпас скота В) заготовка дров С) засолонение Д) перерасход грунтовых вод

Е) посадка леса

15. Литосфера – твердая оболочка Земли, включает:

    земную кору и верхнюю мантию Земли

    земную кору

    верхнюю и нижнюю мантию Земли

    две оболочки и ядро

    твердый слой глубиной 3 км

16. Охрана природы - это:

A) комплекс мероприятий, направленных на поддержание, сохранение и восстановление энергетических ресурсов.

B) Использование природных ресурсов для производства определённого вида конечной продукции.

C) Система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства, не приводящая к изменению параметров компонентов биосферы.

D) Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала территорий;

E) Использование природных ресурсов в процессе общественного производства.

17 . Урбанизация - это:

A) Эмиграция городского населения в сельскую местность.

B) Увеличение городского населения.

C) Пропаганда здорового образа жизни.

D) Развитие коммуникаций в сельской местности.

E) Рост экономики Калмыкии.

18. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:

A) Благоустроенные жилища.

B) Автодороги и транспорт.

C) Промышленные предприятия.

D) Сферы услуг и развлечений.

E) Зелёные насаждения.

19. Одной из глобальных экологических проблем является:

A) Захоронение токсичных отходов производства.

B) Сокращение озонового слоя.

C) Разработка новых технологий.

D) Расширение сети ИНТЕРНЕТ.

E) Строительство высотных зданий.

20 . Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым:

A) Атмосферные осадки.

B) Водные ресурсы Земли.

C) Космическая радиация.

D) Растительные ресурсы планеты.

E) Ветер.

21. Самыми плодородными являются почвы:

A) серые лесные B) каштановые C) бурые D) черноземы E) сероземы

22 . К особо охраняемым природным территориям относятся:

A) Городские скверы. B)Аквапарки. C)Дачные участки. D)Заповедники. E)Городская свалка.

23. Одной из задач экологии является:

A) Изучение разнообразия животного мира.

B) Изучение молекулярной организации живых организмов.

C) Изучение особенностей биохимических процессов в клетках различных тканей.

D) Изучение проявлений физических законов в живых организмах.

E) Проведение непрерывного наблюдения (мониторинга) за состоянием природной среды.

24 . Какой из экологических факторов не относится к абиотическим?

а) вырубка леса б) климат в) рельеф г) магнитное поле

25. К охраняемым природным территориям не относятся

А) заповедники В) национальные парки С) заказники Д) памятники природы Е) памятники

26. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:

А) транспорт В) сельское хозяйство С) вулканы D) промышленность Е) нефтепромыслы.

27 . К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

A). Солнечная радиация.

B) Ветровая энергия.

C) Почвенные ресурсы.

D) Энергия приливов и отливов.

E) Энергия земных недр.

28. Экологический мониторинг – это:

A) Непрерывное наблюдение за состоянием природной среды.

B) Социологический опрос населения.

C) Изучение состава земной коры.

D) Изучение наследственных заболеваний.

E) Изучение видового состава наземных и водных экосистем.

29 . Красная книга содержит сведения о:

A) Редких видах живых организмов.

B) Редких полезных ископаемых.

C) Местоположении нефтяных залежей.

D) Климатических зонах Земли.

E) Химическом составе земной коры.

30. Чем должна отделяться жилая застройка от промышленного предприятия?

а) санитарно-защитной зоной

б) забором

в) живой изгородью

г) зоной переброса факела

Выберите правильный ответ.

1. Основными принципами системы охраны природы являются:

1) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;

3) систематичность, суммирование, историчность;

2. Богатства недр относятся к:

3) невозобновляемым природным ресурсам;

4) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.

3. Природопользование, в отличие от термина «охрана природы», обозначает:

1) сферу общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества;

2) сферу научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

3) одно из направлений охраны природы, связанное с добывающей и перерабатывающей промышленностью;

4) систему мероприятий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность человека.

4. Система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов, называется:

1) природопользованием;

2) охраной природы;

3) природоохранной рекреацией;

4) ландшафтной экологией.

5. Природопользование подразделяется на:

1) ресурсосберегающее и ресурсонеэкономное;

2) позитивное и негативное;

3) рациональное и нерациональное;

4) замкнутое и незамкнутое.

6. Воды Мирового океана относят к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;

2) возобновляемым природным ресурсам;

3) невозобновляемым (исчерпаемым) природным ресурсам;

4) частично исчерпаемым природным ресурсам.

7. Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны:

1) развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса);

2) факторами космического порядка;

3) природными (геологическими) процессами самой Земли.



8. Основным природоохранным принципом является:

1) охрана растительных и животных богатств страны;

2) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов;

3) правовая сторона охраны природы;

4) организация экологического просвещения населения.

9. К неисчерпаемым ресурсам относят:

1) нефть, каменный уголь, различные руды;

2) почву, растительность, минеральные соли;

3) водные и климатические ресурсы;

4) животный и растительный мир.

10. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:

1) ПДП, ПРК, ППП;

2) ПДК, ПДС, ПДВ;

3) ПРИ, ИКС, ПКК;

4) ПРИ, ПДУ, ПДО.

11. Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются:

1) межгосударственными проблемами регионального порядка;

2) глобальными проблемами;

3) внутригосударственными проблемами;

4) комплексными проблемами регионального порядка.

12. Более половины всех выбросов в атмосферу производят:

1) промышленные предприятия;

2) энергетика (тепловые станции, котельные и так далее);

3) химическая и угольная промышленность вместе;

4) транспортные средства.

13. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) высоких концентраций оксидов азота;

2) выбросов промышленных предприятий;

3) жесткого ультрафиолетового излучения;

4) несгоревших частиц топлива.

5) высокотоксичных соединений;

6) выбросов сернистого газа;

7) мелких частиц сажи.

14. Основным компонентом атмосферы является:

1) кислород;

15. Главный химический загрязнитель атмосферы:

1) диоксид углерода;

2) радиоактивные осадки;

3) сернистый газ;

4) тетраэтилсвинец.

16. Наиболее распространенным способом промышленной очистки загрязненного воздуха является:

1) редукция;

2) абсорбция;

3) осаждение;

4) выщелачивание.

17. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) резких колебаний температуры;

2) умеренного радиоактивного загрязнения;

3) хозяйственной деятельности человека;

4) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

18. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:

1) молекул воды;

3) хлорфторметана;

19. Постепенное потепление климата, по мнению многих ученых, на планете связано с:

1) фотохимическим смогом;

2) искусственным загрязнением;

3) парниковым эффектом.

20. Основным источником поступления в атмосферу мелких частиц свинцовой пыли являются:

1) испытания ядерного оружия;

2) сильные продолжительные лесные пожары;

3) неотрегулированные двигатели автомобилей;

4) предприятия по производству красок и лаков.

21. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:

1) дожигании ядовитых примесей;

2) каталитическом превращении примесей;

3) осаждении пылеобразных веществ;

4) адсорбции твердыми веществами.

22. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) вулканических выбросов;

2) космических излучений;

3) парникового эффекта;

4) сернистого газа.

23. Большая часть жестких ультрафиолетовых лучей задерживается тонким озоновым слоем, который находится в:

1) тропосфере;

2) гидросфере;

3) стратосфере;

4) экзосфере.

24. Основной причиной постепенного потепления климата является:

1) изменение естественного радиоактивного фона;

2) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода;

3) истончение озонового слоя в атмосфере;

4) увеличение концентрации хлорфторуглеродов.

25. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют:

1) задымлением атмосферы;

2) белым смогом;

3) парниковым эффектом;

4) фотохимическим смогом.

26. В крупных городах значительная доля загрязнения атмосферы приходится на:

1) стройплощадки;

2) предприятия легкой промышленности;

3) автотранспорт;

4) предприятия пищевой промышленности.

27. В настоящее время испытывает недостаток в чистой пресной воде следующая часть населения Земли:

4) практически все население Земли.

28. Недостаток пресной воды в последние годы вызван увеличившимся расходом воды, в основном, на:

1) энергетическую промышленность;

2) сельскохозяйственные цели и разбавление отходов;

3) добывающую промышленность;

4) перерабатывающую промышленность.

29. Эвтрофикацией водоемов называют:

1) быстрое бытовое загрязнение водоемов синтетическими моющими средствами;

2) быстрое накопление органических веществ, азотных и фосфорных удобрений в водоемах;

3) активное загрязнение водоемов продуктами нефтепереработки;

4) активное поступление в водоемы солей тяжелых металлов.

30. Поля орошения (поля фильтрации) относят к одной из форм очистки сточных вод, а именно к:

1) механической;

2) химической;

3) биологической;

4) физико-химической.

31.Возросший дефицит пресной воды вызван, в основном:

1) ухудшением климата;

2) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод;

3) загрязнением водоемов;

4) глобальным засолением почв.

32. Основным загрязнителем воды Мирового океана является:

1) бытовой мусор;

2) биологические отходы;

3) нефть и нефтепродукты;

4) твердые промышленные отходы.

33. Уменьшение стока рек и понижение уровня грунтовых вод в средних широтах обычно вызвано:

1) резким изменением климата;

2) вырубкой лесов и осушением болот;

3) изменением глобального круговорота воды;

4) забором воды на нужды промышленных предприятий.

34. Биологическая очистка сточных вод в искусственных условиях производится:

1) на полях орошения;

2) на полях фильтрации;

3) с использованием отстойников, сит, решеток и других фильтров;

4) в аэротенках.

35. Запасы пресной питьевой воды сосредоточены в основном в:

1) озерах и прудах;

2) ледниках;

36. Современные способы очистки сточных вод позволяют очистить их:

1) на 50- 55%;

2) на 70- 75%;

3) на 90- 95%;

4) почти на 100%.

37. Незамерзание водоемов в северных широтах в холодное время года - один из признаков:

1) здорового состояния водоема;

2) теплового загрязнения водоема;

3) загрязнения водоема твердыми бытовыми отходами;

4) естественной сукцессии водоема.

38. Полями ассенизации, орошения или фильтрации называются территории:

1) предназначенные для механической и физической очистки сточных вод;

2) на которых осуществляется химическая очистка бессточных вод;

3) предназначенные для биологической очистки сточных вод;

4) предназначенные для всех форм очистки сточных вод.

39. Природными водоемами, способными к самоочищению и регулирующими водность рек, являются:

1) крупные озера;

2) болота;

3) пруды и водохранилища;

4) внутренние моря.

40. Эвтрофикации водоемов в наибольшей степени способствует:

1) энергетика;

2) коммуникации;

3) земледелие;

4) транспорт.

41. Особенно сильно подвергаются водной эрозии почвы, расположенные на:

1) плоской поверхности без растительности;

2) плоской поверхности со слабой растительностью;

3) наклонной поверхности, заросшей кустарником;

4) наклонной поверхности, заросшей травой.

42. Выберите из предложенных терминов ту пару, которая характеризует такое свойство почвы, как рН почвенного раствора:

1) рыхлая- плотная;

2) темная- светлая;

3) нормальная- кислая;

4) аэрированная- бескислородная.

43. Вымывание из почв подсоленными водами органических веществ и минеральных элементов называют:

1) гумификацией;

2) заболачиванием;

3) минерализацией;

4) выщелачиванием.

44. Вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков, называют:

2) сланцами;

3) мицелием;

4) гумусом.

45. Органическое вещество, временно исключенное из круговорота веществ в экосистеме, называют:

2) почвой;

3) детритом;

4) подзолом.

46. Организмы, которые превращают азот атмосферы в форму, доступную для усвоения растениями, называют:

1) денитрификаторами;

2) деструкторами;

3) азотфиксаторами;

4) цианобактериями.

47. Процесс подкисления почвы наблюдается в экосистемах:

1) широколиственных лесов;

2) степей;

3) сосновых лесов;

4) еловых лесов.

48. После образования из органического вещества почвы гумус подвергается процессу:

1) гумификации;

2) минерализации;

3) урбанизации;

4) стратификации.

49. Экологически безопасные способы орошения культур основаны на:

1) подаче воды непосредственно к корням растений;

2) регулярной круглосуточной подаче воды небольшими пропорциями;

3) использовании специальных оросительных растворов;

4) подаче воды в самое прохладное время суток.

50. Компонентом экосистемы, который нельзя отнести ни к живым организмам, ни к условиям среды, считают:

2) углекислый газ;

4) кислород.

51. Процесс разложения органических остатков в почве под влиянием комплекса биотических и абиотических факторов называется:

1) деструкцией;

2) оподзоливанием;

3) стратификацией;

4) гумификацией.

52. В зоне полупустынь почвы содержат мало гумуса и называются:

1) подзолами;

2) глиноземами;

3) солончаками;

4) сероземами.

53. Основным источником энергии для агроэкосистем считают:

1) минеральные удобрения;

2) солнечную радиацию;

3) органические удобрения;

4) сельскохозяйственные машины.

54. Процесс разложения сложных соединений азота до молекулярного двух атомарного состояния называется:

1) деструкцией;

2) аммонификацией;

3) денитрификацией;

4) редукцией.

55. Площадь, занятую деревьями или кустарниками и используемую для лесохозяйственных целей, называют:

1) лесной полосой;

2) лесостепной зоной;

3) лесной площадью;

4) лесным хозяйством.

56. Наиболее отрицательное воздействие на воспроизводство лесных экосистем на всех стадиях их развития оказывают:

1) тепловые загрязнения;

2) атмосферные загрязнения;

3) фотохимические смоги;

4) световые загрязнители.

57. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) снижению уровня воды в реках;

2) увеличению содержания кислорода;

3) образованию оксидов азота;

4) таянию высокогорных ледников.

58. Важнейшим условием сохранения лесных ресурсов является своевременное:

1) принятие соответствующих законов;

2) распыление жидких удобрений;

3) устранение источников радиации;

4) лесовозобновление.

59. Наиболее перспективными и эффективными методами борьбы с вредителями лесов считают:

1) биологические методы;

2) физические способы;

3) экономические меры;

4) химические меры.

60. Совокупность всех покрытых лесом земель, а так же земель, предназначенных для ведения лесного хозяйства, называют:

1) лесопарком;

2) лесными полосами;

3) лесным фондом;

4) лесной зоной.

61. Выращивание леса на некогда вырубленных или выжженных лесных площадях называют:

1) первичной сукцессией;

2) лесоводством;

3) лесовозобновлением;

4) демутационной сменой.

62. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) уменьшению прозрачности атмосферы;

2) увеличению продуктивности лесов;

3) дестабилизации состава атмосферы;

4) снижению уровня естественной радиации.

63. Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с:

1) вселением новых видов;

2) резерватами;

3) урбанизацией;

4) пожарами.

64. Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений состоит в:

1) организации научно-проектных изысканий;

2) нормированном сборе, исключающем истощение;

3) промышленном использовании природных территорий;

4) применении высокоэффективных комплексных удобрений.

65. Искусственным лесовозобновлением называют:

1) распространение семян древесных пород с использованием авиационной техники;

2) создание почвенных условий, благоприятных для выращивания древесных пород;

3) комплекс мероприятий по контролю за изъятием древесины;

4) посадку леса с последующим уходом за лесным молодняком.

66. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) смягчению климатических условий;

2) усилению эрозии почв;

3) увеличению видового разнообразия;

4) уменьшению испарения.

67. Способом восстановления численности редких видов растений служит:

1) разведение в ботанических садах;

2) разведение в лесопарках;

3) выращивание в частных оранжереях;

4) хранение в биологических музеях.

68. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь, к диоксиду серы, являются:

1) широколиственные породы;

2) многолетние травы;

3) газонные травы;

4) хвойные породы.

69. Животные, которые в первую очередь испытывают прямое воздействие (преследование, разведение, истребление):

1) грызуны;

2) хищники;

3) промысловые животные;

70. Искусственным расселением животных в районы их былого распространения называют:

1) акклиматизацией;

2) реакклиматизацией;

3) реинтродукцией;

4) реэмиграцией.

71. Косвенное влияние человека на животных проявляется при:

1) их гибели от ядохимикатов (применяемых в сельском хозяйстве);

2) их отравление выбросами промышленных предприятий;

3) их переселении или вытеснении с мест обитания;

4) вырубке леса, где они обитают.

72. Правильная последовательность в соотношении количества заповедников, заказчиков и национальных парков (в сторону уменьшения):

1) национальные парки – заказники - заповедники;

2) заказники – заповедники - национальные парки;

3) заповедники – заказники - национальные парки;

4) заказники, а количество заповедников и национальных парков одинаково.

73. Косвенное влияние человека на животных проявляется при:

1) переселении и преследовании их;

2) строительстве городов, поселков, плотин, дорог;

3) истреблении их или отлове;

4) разведении их.

74. Впервые международная Красная книга была издана в:

75. Истребление лесов на обширных территориях приводит к нарушению:

1) минерального питания;

2) озонового слоя;

3) водного режима;

4) атмосферного давления.

76. Химическая очистка сточных вод заключается в:

1) использовании фильтров, сит и отстойников;

2) добавлении реагентов, образующих осадки из растворов;

3) использовании аэротенков;

4) использовании полей орошения.

77. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря:

1) парообразной влаге;

2) парниковому эффекту;

3) озоновому экрану;

4) молекулярному азоту.

78. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

1) заказники;

2) природные парки;

3) биосферные заповедники;

4) национальные парки.

79. Полезные ископаемые относятся к ресурсам, которые считают:

1) неистощимыми;

2) вторичными;

3) невозобновимыми;

4) энергетическими.

80. Неправильный и неумеренный полив в районах орошаемого земледелия, как правило, приводит к эрозии, которую называют:

1) овражистой;

2) поверхностной;

3) струйной;

4) ирригационной.

81. В России преобладают охраняемые природные территории, имеющие статус:

1) биосферных заповедников;

2) заказников и памятников природы;

3) национальных парков;

4) природных парков.

82. Одной из причин большей чувствительности хвойных лесов по сравнению с лиственными к воздействию токсикантов считают:

1) толщину древесины у основания ствола;

2) продолжительность жизни листовых пластин;

3) форму крон хвойных деревьев;

4) особенности строения корневой системы.

83. Выберите такой ряд, в котором скорость восстановления ресурсов последовательно уменьшается:

1) почвы – животные - леса;

2) животные – леса - почвы;

3) леса – почвы - животные

4) леса – животные - почвы.

84. На нужды промышленности и сельского хозяйства в наибольшей степени используют воды:

1) озер и прудов;

2) водохранилищ;

4) болот и каналов.

85. Основной причиной постепенного потепления климата, по мнению многих ученых, является:

1) уменьшение в атмосфере содержания кислорода;

2) увеличение количества пылеобразных частиц;

3) уменьшение радиоактивного фона;

4) увеличение в атмосфере концентрации углекислого газа.

86. Климатические ресурсы относят к разряду:

1) неисчерпаемых;

2) исчерпаемых возобновимых;

3) исчерпаемых невозобновимых;

4) неисчерпаемых космических.

87. Природные объекты и явления, которые человек использует в производстве, называют:

1) полезными ископаемыми;

2) природными ресурсами;

3) потенциальными ископаемыми;

4) невосполнимыми ресурсами.

88. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и на улучшение условий окружающей среды, называют:

1) деградацией;

2) интродукцией;

3) рекультивацией;

4) мелиорацией.

89. Эрозию, вызванную постепенным смывом поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями в понижения, называют:

1) плоскостной;

2) ветровой;

3) струйчатой;

4) овражистой.

90. Ирригационная эрозия может возникнуть в районах:

1) вырубки горных лесов;

2) интенсивного орошаемого земледелия;

3) возделывания пропашных культур;

4) выращивания многолетних трав.

91. На этапе биологической рекультивации земель первыми высаживают:

1) древесные породы с малоценной древесиной;

2) технические культуры с низкой скоростью ростовых процессов;

3) малотребовательные культуры с большой растительной массой;

4) пищевые культуры с коротким периодом вегетации.

92. Основные принципы охраны окружающей природной среды изложены:

1) в Лесном кодексе;

2) в Земельном кодексе;

3) в Законе РФ «Об охране окружающей среды»;

4) во всех приведенных выше документах.

93. Озоновый экран разрушается, по мнению многих ученых, вследствие:

1) поступления в атмосферу диоксида углерода;

2) повышения концентрации сернистого ангидрида;

3) утечки хлорфторуглеводородов (фреонов);

4) жесткого ультрафиолетового излучения.

94. Вырубка лесов, распашка пойм, осушение болот вызывают:

1) повышение уровня грунтовых вод;

2) уменьшение поверхностного стока;

3) увеличение поверхностного стока;

4) увеличение водоносности рек.

95. Характеристикой рациональности работы добывающего предприятия считают:

1) себестоимость добытых ископаемых;

2) темпы изъятия минерального сырья;

3) скорость доставки добытого сырья;

4) полноту выработки месторождения.

96. От выпадения кислотных дождей больше других страдают:

1) северные экосистемы;

2) тропические экосистемы;

3) альпийские экосистемы;

4) экваториальные экосистемы.

97. Использование водных ресурсов без изъятия воды из водных объектов называют:

1) водопользованием;

2) водопотреблением;

3) водоснабжением;

4) водозадержанием.

98. Для экосистем таежных лесов характерны:

1) торфяники;

2) серые почвы;

3) подзолистые почвы;

4) каштановые почвы.

99. Загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды называется:

1) инградиентное;

2) биологическое;

3) параметрическое.

100. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:

1) в качестве убежища от хищников;

2) для испарения излишков влаги;

3) для внутрипопуляционных контактов;

4) при выведении токсичных продуктов обмена.

101. Самыми опасными с точки зрения влияния на экологическую обстановку производствами являются:

1) столярные цеха, кирпичные заводы;

2) производства фарфора и керамики;

3) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

102. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, согласно которой:

1) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге;

2) окраска животных к югу становится ярче;

3) размеры выступающих частей тела теплокровных животных увеличиваются к югу;

4) длина и плотность шерсти и перьев у животных возрастают к северу.

103. Загрязнением природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:

1) радиоактивным;

2) биологическим;

3) химическим;

4) шумовым.

104. Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения:

1) туберкулезом, холерой;

2) холерой, лептоспирозом;

3) лептоспирозом, гриппом;

4) гриппом, гепатитом.

105. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:

1) волки, лисы;

3) грызуны;

4) человек.

106. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

1) раковые заболевания;

2) аллергические заболевания;

3) хроническое отравление;

4) инфекционные заболевания.

107. Возбудители столбняка и ботулизма обитают в:

2) воздухе;

4) организме животных.

108. Естественный шумовой фон составляет:

1) 20 - 30 дБ;

2) 50 - 60 дБ;

3) 80 - 90 дБ;

4) 110 - 120 дБ.

109. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:

1) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);

2) положительно заряженные ионы;

3) отрицательно заряженные ионы;

4) ультра - и инфразвуки.

110. Под понятием «городской ландшафт» подразумевается:

1) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;

2) зеленые насаждения, парки, скверы;

3) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;

4) совокупность промышленных предприятий города.

111. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:

1) благоустроенные жилища;

2) автодороги и транспорт;

3) сферы услуг и развлечений;

4) зеленые насаждения.

112. Бактерицидными свойствами обладают:

1) лук, хлеб;

2) чеснок, клюква;

3) гранаты, мясо;

4) рыба, яблоки.

113. Различают два адаптивных типа человека. Один из них - «спринтер», характеризующийся:

1) высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

2) низкой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

3) способностью переносить длительные нагрузки;

4) способностью выполнять монотонную работу.

114. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

1) повторное использование стеклотары;

2) вегетарианское питание;

3) езда на велосипеде вместо использования автотранспорта;

4) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.

Выберите несколько правильных ответов.

115. СПИД передается:

1) воздушно-капельным путем;

2) при пользовании вещами больного;

3) при укусе комара;

4) половым путем;

5) при пользовании посудой больного.

116. Понятие «погодные условия» включает:

1) атмосферное давление;

2) влажность;

3) уровень загрязнения атмосферы;

4) концентрацию кислорода;

5) движение воздуха.

117. Рациональное питание предусматривает:

1) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах;

2) предпочтение более калорийной пищи;

3) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания;

4) учет возраста, деятельности и состояния здоровья;

5) регулярный прием пищи в определенное время.

118. Химическое загрязнение окружающей среды может вызвать у человека:

1) головокружение, тошноту, кашель;

2) хроническое отравление;

3) инфекционные заболевания;

4) функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы;

5) острое отравление и даже смерть.

119. Причиной раковых заболеваний могут стать:

1) химическое загрязнение среды;

2) канцерогены;

3) курение;

4) стрессы;

5) малокалорийное питание.

120. Выберите правильные суждения:

1.Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека.

2.Человек, нарушая естественные условия существования болезнетворных организмов, нередко сам становится жертвой природно-очаговых болезней.

3.Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека.

4.Биоритмы каждого человека индивидуальны.

5.Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к сбою в биологических ритмах человека.

6.Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей.

7.Если продукт не содержит избытка нитратов, значит, он экологически чистый.

8.Город следует рассматривать как экосистему.

9.Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки.

10. При утомлении даже у здорового человека не может происходить перераспределения резервных функций организма.

121. Вопрос с короткими ответами.

Загрязнение природной среды оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека. Дайте характеристику различных видов загрязнений и их возможного влияния на организм человека. Коды ответов:

1) различные химические вещества, как правило составляющие отходы производства;

2) при попадании в организм большими концентрациями способны привести к острому отравлению его и даже к смерти;

3) болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие;

4) звуки в 20- 30 дБ;

5) звуки в 80 и более дБ;

6) инфразвуки, ультразвуки;

7) при попадании в организм вызывающие инфекционные болезни способные вызвать тиф, чуму, малярию;

8) вызывающие нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы, ухудшение или потерю слуха;

9) заражающие организм воздушно-капельным путем, при тесном контакте с больным или через переносчиков;

10) вызывающие хроническое отравление организма при систематическом поступлении в него даже небольшими количествами;

11) вызывающие хронические воспалительные заболевания различных органов, изменения нервной системы, отклонения в развитии плода;

12) попадающие в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.

Химические загрязнения-

Биологические загрязнения-

Шумовые загрязнения-

122. Дайте краткую характеристику химических функций живого вещества:

123. Дайте краткую характеристику трем основным антропогенным кризисам:

124. Анализируя точки зрения разных ученых на проблему разрушения озонового слоя (проблему «озоновых дыр»), заполните таблицу:

Характеристика экологической проблемы разрушения озонового слоя Земли.

125. Дайте краткую характеристику экологической проблемы «кислотных осадков»:

126. Анализируя точки зрения разных ученых на проблему изменения климата («парникового эффекта), заполните таблицу:

127. В 1987 г. был опубликован доклад Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Г. X. Брундтланд, в котором введено понятие «устойчивое развитие» (sustainable development). Оно трактуется следующим образом:

1. устойчивое развитие означает такое использование естественных ресурсов, вложение капиталов, технологический прогресс и институциональные изменения, которые будут покрывать как будущие, так и существующие нужды;

2. устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:

Понятие потребностей, в частности, потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

Понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организации общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран Планеты приняли новую для мирового сообщества модель развития, основанную на концепции устойчивого развития.

" sustainable development", который мы переводим как "устойчивое развитие", следует интерпретировать как стратегию перехода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы».

На основании анализа высказанных положений предложите свою трактовку и графический образ понятия «устойчивое развитие».

128. В. И. Вернадский определил биосферу как целостную экологическую систему, в которой живое вещество взаимодействует с элементами литосферы, гидросферы, атмосферы и техносферы.

В любой природной системе А. А. Крауклис предложил выделять 3 начала: инертное, мобильное и биологически активное.

Сочетание мобильных и инертных начал придает экосистемам - компонентам биосферы одновременно свойства относительно отдельного (дискретного), но в то же время - непрерывного образования с «размытыми» внешними краями и подвижной внутренней структурой.

Функции каких начал, по вашему мнению, выполняют следующие компоненты биосферы: минеральный субстрат, рельеф, энергия Солнца и космическое излучение, силовые поля Земли, воздушные массы, гидросфера, живое вещество биоты.

Какое начало имеет, согласно учению В. И. Вернадского, определяющее значение в биосфере?

129. С.Б.Лавров и Ю.Н.Гладкий, анализируя глобальные проблемы современности, выделяют пять основных групп:

1 наиболее «универсальные» проблемы политического экономического характера (1);

2.проблемы преимущественно природно-экономического характера (2);

3.проблемы преимущественно социального характера(3);

4. проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (4)

5. проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего ч

Тест по курсу экологии (университетская программа)

1. Каков процент содержания азота в воздухе?

а) 20.93%

б) 0.93%

В) 78.09%

г) 54.13%

2. К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвенный слой?

а) атмосфера

б) гидросфера

в) биосфера

Г) литосфера

3. Какой из экологических факторов не относится к абиотическим?

А) вырубка леса

б) климат

в) рельеф

г) магнитное поле

4. Какой из разделов экологии включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранения здоровья человека и защиту окружающей природной среды?

а) глобальная экология

б) экология человека

В) инженерная экология

г) экология народного населения

5. Кто является основателем экологии?

А) Э. Геккель

б) Р. Декарт

в) Ф. Ницше

г) З. Фрейд

6. Как называются растения, создающие органическое вещество из неорганического с помощью окружающей среды?

А) продуценты

б) редуценты

в) консументы

г) детритофаги

7. К какой группе природных ресурсов относятся нефть, газ, торф?

а) минерально-сырье вые

Б) энергетические

в) водные

г) средозащитные

8. Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?

а) пылевые бури

б) лесные пожары

в) извержение вулкана

Г) сточные воды ЖКХ

9. Как называется мера дозы радиоактивного облучения?

а) беккерель

Б) бэр

в) распад

г) активность

10. Какую область РФ не затронул Восточно-Уральск ий радиоактивный след?

А) Пермская

б) Челябинская

в) Свердловская

г) Курганская

11. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?

а) шум

б) вибрация

в) электромагнитные излучения

Г) радиоактивные выбросы

11. Какая из представленных энергетических цепочек является сложной?

а) ксенобиотик – воздух – человек

Б) ксенобиотик – почва – растение – человек

в) ксенобиотик – вода – человек

г) ксенобиотик – пища – человек

12. Исходя из чего рассчитываются предельно допустимые выбросы вредных веществ (выберите неверный вариант)?

а) количество источников загрязнения

б) высота расположения источников загрязнения

В) наличие водоемов вблизи источников загрязнения

г) распределение выбросов во времени и пространстве

13. В какой зоне дымового факела максимальна концентрация выбросов?

а) зона переброса факела

Б) зона задымления

в) зона удушения

г) зона постепенного снижения уровня загрязнения

14. Чем должна отделяться жилая застройка от промышленного предприятия?

А) санитарно-защитн ой зоной

б) забором

в) живой изгородью

г) зоной переброса факела

15. Какое оборудование не относится к оборудованию для очистки газов сухим способом?

а) циклоны

б) пористо-тканевые фильтры

в) электрофильтры

Г) скруббер

16. Какого вида бывают электрофильтры?

а) рамочные

б) рукавные

в) рулонные

Г) пластинчатые

17. Какой процесс не относится к механической очистке от взвесей и дисперсионно-кол лоидных частиц?

а) процеживание

Б) абсорбция

в) отстаивание

г) фильтрование

18. Какое расстояние (длина санитарно-защитн ой зоны) должно быть от ЛЭП напряжением 750 кВ для защиты от электромагнитных полей ЛЭП?

А) 250м

б) 100м

в) 75м

г) 25м

19. В результате какого производства воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно-гигиен ическими нормами?

а) безотходное

Б) малоотходное

в) водное

г) машиностроительн ое

20. Какой класс отходов наиболее опасен?

А) 1 класс

б) 2 класс

в) 3 класс

г) 4 класс

21. Что относится к вторичным энергетическим ресурсам?

а) уголь

б) древесное топливо

в) электроэнергия

Г) тепло продуктов сгорания

22. Для чего не может использоваться очищенная сточная вода?

а) полив спортивных объектов

б) пожаротушение

В) приготовление продуктов питания

г) мойка тротуаров

23. На территорию какой области оказывает влияние наибольшее количество радиационно опасных объектов?

а) Московская

Б) Челябинская

в) Новосибирская

г) Тульская

24. Что не является объектом международно-пра вовой охраны окружающей природной среды?

а) воздушный бассейн

б) космос

в) Антарктида

Г) животный мир

25. Какой процент поверхности планеты (приблизительно) занимает мировой океан?

а) 20%

б) 40%

В) 70%

г) 90%

26. Чем занимается международная природоохранител ьная организация МАГАТЭ?

А) ядерная безопасность

б) морское судоходство

в) здравоохранение

г) мировые продовольственны е ресурсы

27. Что не относится к методам (инструментам) правовой защиты?

а) экологическая экспертиза

Б) экологический прогноз

в) экологический аудит

г) экологическая сертификация

28. С учетом чего устанавливается предельно допустимая концентрация химических веществ в продуктах питания (выберите неверный ответ)?

а) допустимая суточная доза

б) допустимое суточное поступление

в) количество продукта в суточном рационе питания

Г) стоимость продукта

29. Какие методы экологического контроля основаны на использовании зондирующих полей?

а) контактные

Б) неконтактные

в) биологические

г) антропогенные

30. Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды?

А) система контроля загрязнения воздуха на магистралях

б) природные зоны

в) ландшафтные комплексы

г) прогноз землетрясений

31. Какая область занимает первое место по выбросу вредных веществ в атмосферу от стационарных источников?

А) Красноярский край

б) Челябинская

в) Московская

г) Тюменская

32. Где сосредоточены самые большие запасы пресной воды?

а) грунтовые воды

б) озера

в) реки

Г) полярные льды, ледники

33. Какое значение коэффициента комплексности переработки сырья относит производство к безотходному?

А) 96%

б) 76%

в) 56%

г) 36%

34. В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС?

а) 1963

б) 1957

В) 1986

Загрязнение и охрана окружающей среды. 11 класс.

1. Нежелательное изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений

А) загрязнение окружающей среды Б) восстановление окружающей среды

В) разрушение окружающей среды Г) исчерпание свойств окружающей среды

2. Загрязнение окружающей среды подавляет способность к …. своих свойств

А) саморазвитию Б) самоочищению

В) саморазрушению Г) самовосстановлению

3. Возвращение в природу той огромной массы отходов, которая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества, это …

А) источник изменения окружающей среды

Б) главный источник истребления окружающей среды

В) главный источник загрязнения окружающей среды

Г) второстепенный источник загрязнения окружающей среды

4. Загрязнение окружающей среды бывает

А) производственное и непроизводственное Б) количественное и качественное

В) производственное и бытовое Г) химическое и физическое

5. Возвращение в окружающую среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах, это …

А) физическое загрязнение окружающей среды

В) количественное загрязнение окружающей среды

Г) производственное загрязнение окружающей среды

6. Поступление в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза, это…

А) производственное загрязнение окружающей среды

Б) качественное загрязнение окружающей среды

В) химическое загрязнение окружающей среды

Г) физическое загрязнение окружающей среды

7. Полное разрушение почвенного покрова происходит, прежде всего, в результате …

А) открытых горных разработок Б) антропогенного воздействия

В) закрытых горных разработок Г) хозяйственной деятельности человека

8. В результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод происходит загрязнение …

А) атмосферы Б) криосферы

В) литосферы Г) гидросферы

9. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана?

А) минеральное Б) нефтяное

В) промышленное Г) бытовые отходы

10. Какой океан больше всего загрязнен нефтью?

А) Северно-Ледовитый Б)Тихий

В) Атлантический Г) Индийский

11. Окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2) – это основные загрязнители

А) литосферы Б) атмосферы

В) тропосферы Г) гидросферы

12. Главный источник кислотных дождей

А) окись углерода Б) оксид азота

В) оксид серы Г) сернистый газ

13. Выбросы какого газа угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата?

А) углерода Б) сероводорода

В) азота Г) хлора
14. Металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность относятся к числу каких производств?

А) грязных Б) энергоемких В) чистых

15. Независимая общественная международная организация, основанная с целью предотвращения деградации окружающей среды

А) ООН Б) Гринпис В) ЮНИЧЕЛ Г) НАТО

16. В каком году была основана организация Гринпис?

А) 1980 Б) 2000 В) 1971 Г) 1961

17. Где состоялась первая конференция ООН по проблемам окружающей среды

А) Осло Б) Лондон В) Вашингтон Г) Стокгольм

18. В каком году состоялась вторая конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

А)1982 Б) 1992 В) 1995 Г) 1997

Ответы: 1 А, 2 Г, 3 В, 4 Б, 5 В, 6 Б, 7 А, 8 Г, 9 Б, 10В, 11, Б, 12 Г, 13 А, 14 А, 15 Б, 16 В, 17 Г, 18 Б