Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

a) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б) вина гражданского служащего;

в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

a) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.


В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а) в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б) в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица, по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

· установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

· установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

· установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

· установления вины сотрудника;

· определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

· выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранение6м его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Проведение служебной проверки в отношении работника, состоящего на государственной службе, регламентировано законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими нормативными актами. В отношении сотрудников коммерческих компаний порядок ее организации в законодательных документах не прописан. Однако это не означает, что служебная проверка в обычных компаниях не проводится. Она не только возможна, но часто необходима, чтобы установить вину или невиновность работника.

Когда проводится служебная проверка

Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:

    Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.

    Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.

    Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок , за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.

    Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.

    Если имел место несчастный случай на производстве.

В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.

Как провести служебную проверку в отношении работника

Поскольку порядок проведения таких проверок в коммерческих организациях не урегулирован законом, компаниям следует самостоятельно его разработать и зафиксировать в локальных нормативных актах. Например, в «Положении об организации служебных проверок на производстве».

Организуя проверку, нужно стараться провести ее максимально быстро. Так, если она касается дисциплинарного проступка, совершенного работником, то согласно Трудовому кодексу (193-я статья) работодатель вправе применить взыскание в течение месяца со дня, когда он узнал о допущенном нарушении. То есть в этот срок необходимо успеть провести проверку и наказать сотрудника (если для этого появятся основания).

Служебная проверка в отношении работника проводится на основе приказа, изданного руководителем организации. Поводом для него становится письменный сигнал о выявлении допущенного нарушения или другого обстоятельства, требующего внутреннего расследования. Обычно подобным сигналом служит докладная записка одного из подчиненных, инвентаризационный акт, обращение гражданина (например, переданная претензия) или иной документ.

В приказе следует указать:

    что послужило причиной для проведения проверки;

    лиц, ответственных за ее организацию, и их полномочия;

    в какой срок проводится служебная проверка;

    какой документ составляется по ее итогам.

Комиссия формируется по усмотрению руководства. Как правило, в ее состав включаются сотрудники отдела персонала (кадров), управления внутренней безопасности, юридического и/или финансового подразделения (бухгалтерии).

Какие факты устанавливаются в ходе проверки

Служебная проверка проводится с целью достоверно установить:

    было ли совершено неправомерное деяние;

    в чем оно выражалось;

    к каким последствиям привело;

    обстоятельства его совершения (время, место и т.д.);

    кто виноват в том, что случилось (указание конкретного работника);

    степень его вины;

    мотивы, причины действий работника (или бездействия).

У работника, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке запрашивают письменные объяснения .

Служебная проверка должна быть завершена составлением письменного заключения или акта, который подписывается участниками комиссии. В документе излагается факт нарушения, дата его совершения, отражается состав комиссии, период проведения расследования и выявленные доказательства вины. Делаются выводы о виновности конкретного лица, обращается внимание на наличие/отсутствие у него неснятых взысканий, полученных ранее. В заключении может содержаться предложение, какое дисциплинарное взыскание следует применить к работнику, допустившему нарушение. Прилагаются все подтверждающие документы – служебные/докладные записки, объяснения, акты инвентаризации, заключения экспертов и т.п.

Если в ходе служебной проверки в действиях сотрудника обнаруживается состав уголовного преступления, материалы направляются в правоохранительные органы.

Служебная проверка в органах и подразделениях МВД представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках дисциплинарного производства уполномоченными должностными лицами. Она направлена на своевременный, всесторонний, полный и объективный сбор и исследование материалов по факту дисциплинарного нарушения или неисполнения функциональных обязанностей служащих. Порядок проведения служебных проверок в МВД определен в Приказе Министерства от 2013 г. № 161. Рассмотрим кратко его содержание.

Общие положения

161 Приказ МВД "О проведении служебных проверок" распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.

Нормативное регулирование

Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  1. "О полиции" (№ 3-ФЗ).
  2. "О службе в ОВД" (№ 342-ФЗ).

Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.

Общие правила

По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.

Ограничения

В ходе в МВД, служащим, ее осуществляющим, запрещается совершать действия, входящие в компетенцию органов предварительного следствия и дознания. Уполномоченные сотрудники не вправе разглашать любые выявленные или ставшие известными сведения, косвенно или прямо относящиеся к работникам, в отношении которых была инициирована процедура.

При обнаружении в действиях проверяемого сотрудника признаков преступления либо административного правонарушения, данная информация должна быть зарегистрирована и проверена в установленном законодательством порядке.

Правила организации процедуры

Основанием для проведения служебной проверки в МВД выступает необходимость установления обстоятельств, причин и характера дисциплинарного проступка, совершенного служащим, подтверждения наличия/отсутствия фактов, предусмотренных в 29 статье ФЗ № 3. Процедура может быть также инициирована по заявлению сотрудника.

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

Сроки

В соответствии со 161 Приказом МВД "О проведении служебных проверок", решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально - справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.

Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.

Нюансы

В соответствии с положениями Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", при выявлении оснований, указанных во 2 части 52 статьи ФЗ № 342, работник, наделенный полномочиями на осуществление проверочных мероприятий, должен подать своему руководителю рапорт об освобождении его от участия в процедуре. В случае невыполнения данного требования полученные результаты будут признаны недействительными. В такой ситуации соответствующие полномочия возлагаются на другого сотрудника МВД. На проведение служебной проверки, в соответствии со 161 Приказом, отводится дополнительно 10 дней.

Особые случаи

Как установлено Приказом МВД РФ "О проведении служебных проверок", инициация процедуры в отношении работника, пребывающего в командировке, производится по решению руководителя подразделения, органа, организации, направившего его.

Если мероприятия осуществляются в отношении нескольких служащих, совершивших дисциплинарные нарушения, при невозможности завершить проверку в установленные законодательством сроки в силу пребывания в отпуске, временной нетрудоспособности, отсутствия на рабочем месте по другим уважительным причинам одного или нескольких из них, собранные в отношении этих лиц материалы могут быть выделены в отдельное производство. Соответствующее решение выносится руководителем, инициировавшим процедуру. Основанием для его принятия служит рапорт сотрудника, проводящего проверку.

При совершении дисциплинарного проступка служащими нескольких подразделений/органов МВД, заместитель Министра, начальника подразделения, организации, территориального органа на региональном, окружном, межрегиональном уровнях, в составе которого имеется отдел, вынесший решение об инициации проверки:

  1. В кратчайший срок извещает вышестоящее руководство о соответствующем факте для принятия постановления о начале служебной проверки.
  2. Информирует начальника подразделения, органа, организации, в которых служат сотрудники, о совершении ими дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В приказе о назначении проверочных мероприятий должны присутствовать следующие сведения:

  1. Основания проведения процедуры.
  2. Дата назначения.
  3. Состав комиссии.

В составе комиссии должно присутствовать не менее 3-х сотрудников. Они должны обладать необходимым опытом и знаниями. Из числа руководителей структурных подразделений органа МВД назначается председатель комиссии.

Поручение уполномоченному служащему о проведении проверки дается с учетом присвоенного звания и замещаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Полномочия участников

О них говорится в гл. III Приказа МВД России "О проведении служебных проверок". Уполномоченный сотрудник (председатель, член комиссии) вправе:

  1. Предлагать сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным работникам системы МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению, давать письменные объяснения по ним.
  2. Выехать на место на место совершения проступка для установления всех обстоятельств, имеющих значение для проверки.
  3. Вносить предложение о временном отстранении служащего от исполнения обязанностей на период проведения проверочных мероприятий. Оно направляется начальнику органа (подразделения), инициировавшему процедуру.
  4. Истребовать документы и иные материалы, относящиеся к предмету проверки, в установленном порядке, направлять запросы в организации, учреждения, госорганы.
  5. Использовать оперативные учетные данные, информационные При проведении служебных проверок в научно-исследовательских, образовательных учреждениях ОВД уполномоченный сотрудник может также использовать их базы данных.
  6. Знакомиться с содержанием документов, имеющих значение для выполнения проверочных мероприятий. При необходимости сотрудники вправе делать копии этих бумаг для последующего приобщения к материалам проверки.
  7. Ходатайствовать о проведении ревизии либо инвентаризации.
  8. Просить о привлечении специалистов по вопросам, решение которых требует особых научных, технических либо других знаний, консультироваться с ними в рамках проверки.
  9. Использовать технические средства для фиксации фактов совершения проступка в порядке, установленном законодательством.
  10. Вносить соответствующему начальнику (руководителю) предложения об оказании психологической и социальной помощи сотруднику, в отношении которого инициирована проверка.
  11. Предлагать проверяемым работникам давать объяснения с применением методов психофизического исследования.
  12. В случаях, закрепленных 22 пунктом Инструкции о проведении служебных проверок в МВД, докладывать рапортом начальнику о необходимости выделения части собранных материалов в отдельное производство.

Данный перечень не является закрытым. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств дела он может быть дополнен.

Обязанности уполномоченных лиц

Согласно положениям Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", председатель, члены комиссии, сотрудники, выполняющие проверочные мероприятия, должны:

  1. Соблюдать свободы и права служащего, в отношении которого инициирована процедура, а также иных граждан, участвующих в ней.
  2. Обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность собранных материалов, не разглашать информацию о результатах мероприятий.
  3. Разъяснять служащим, в отношении которых инициирована проверка, а также заявителям их права, обеспечивать условия их реализации.
  4. Своевременно докладывать соответствующему начальнику о поступивших заявлениях, жалобах, ходатайствах, информировать лиц, их подавших, о факте их разрешения. Результаты рассмотрения прошений сообщаются под расписку лично или направляются заказным письмом по месту проживания указанных лиц.
  5. Документально зафиксировать время и дату совершения проступка, обстоятельства, определяющие характер и степень ответственности служащего.
  6. Провести сбор документов и иных материалов, характеризующих профессиональные и личные качества работника, в отношении которого инициирована проверка.
  7. Исследовать результаты проверочных мероприятий, проводившихся ранее, а также сведения о фактах допущения сотрудником дисциплинарных нарушений.
  8. Предложить работнику, в отношении которого инициирована процедура, дать письменные объяснения по существу вопросов. Если через 2 дня после предложения объяснение не предоставлено или служащий отказался его дать, составляет акт о данном факте. Документ должен быть подписан как минимум тремя сотрудниками, привлеченными к проведению проверки.
  9. Немедленно докладывать начальнику или председателю комиссии о фактах вмешательства в процедуру, давления на лиц, участвующих в ней.
  10. Опросить военнослужащих внутренних подразделений МВД, госслужащих, иных работников МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению в процессе проверки.
  11. При необходимости предложить профилактические мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению проступка.
  12. В случае выявления фактов совершения сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД нарушений при проведении служебных проверок, в соответствии с п. 30.12 161 Приказа, доложить соответствующему руководителю рапортом о необходимости инициации проверки в отношении этих лиц либо об установлении отсутствия/наличия их вины в ходе осуществляемых проверочных мероприятий.
  13. В письменном виде составить заключение и предоставить его для утверждения по установленным правилам. С содержанием данного документа должен быть ознакомлен служащий, в отношении которого проводилась проверка.

Оформление результатов

На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.

В первом блоке указывают:

  1. Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
  2. Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.

В описательную часть включают сведения о:

  1. Основаниях проведения проверки.
  2. Объяснения служащего, совершившего проступок.
  3. Факте нарушения.
  4. Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
  5. Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
  6. Фактах, выявленных в процессе проверки.
  7. Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
  8. Прочих фактах, имеющих значение для дела.

Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.

Любая организация не может быть на 100% застрахована от неприятных происшествий, в т.ч. неправомерных действий сотрудников. Если происшествие уже случилось, то необходимо установить виновных, причины по которым оно произошло и принять меры, которыми в последствии риски повторения аналогичных деяний будут исключены или хотя бы сведены к минимуму. Для решения этих задач в организациях проводят внутренние расследования. В ходе внутренних расследований затрагивается не только деятельность организации, но и личная жизнь работников.
Законно ли это? Какие происшествия подлежат расследованию? Кто может проводить данные расследования? Какова глубина таких расследований? Что следует делать по их результатам?

Ответы на данные вопросы мы попробуем найти в данной статье.

Часто у руководителя, получившего информацию, что в результате нарушения работником трудовой дисциплины, неквалифицированных действий или по иной причине, его организация понесла убытки, возникает желание расправиться с нерадивым сотрудником всеми возможными методами. Самым простым решением бывает материальное наказание или увольнение.
Если неправильно подготовиться к наложению данного взыскания, можно понести ещё большие убытки и получить вред для репутации, т.к. уволенный работник может обратиться в суд и выиграть иск.
Внутренние расследования должны проводиться профессионалами.

Для начала определимся и назовём всё своими именами.

В российском законодательстве отсутствует само понятие – «внутреннее (служебное) расследование», поэтому внутренние расследования правильнее называть служебными проверками. Они проводятся при нарушении работником трудовой дисциплины, и относится к дисциплинарному производству. Служебная проверка может проводиться и в том случае, когда в организации выявлена недостача, повреждение имущества, утечка служебной информации, недостачи материальных или денежных средств. В первую очередь служебную проверку необходимо проводить, если в качестве взыскания за нарушение работник может быть уволен или привлечён к уголовной ответственности.
Проводят служебные проверки на основании утверждённых в организации правил внутреннего распорядка, трудового договора и в соответствии с ТК РФ. Если для принятия решения по результатам проверки необходимо заключение медицинского работника, психолога, оценщика, технического специалиста, а их нет в штате организации, руководитель вправе привлечь такового на договорной основе.
Проверка должна касаться исключительно происходящего внутри организации. Можно ограничиться беседой с нарушителем. По нашему и не только, мнению проверка на полиграфе даёт лучшие результаты. Однако, она является добровольной процедурой и требует согласия проверяемого. Следует принимать во внимание и то, что работник может вообще отказаться отвечать на вопросы проверяющих.
Чтобы начать служебную проверку надо выявить и правильно зафиксировать проступок, совершенный сотрудником. Чаще всего составляется служебная записка на имя руководителя компании, в которой, в произвольной форме, излагается, кто именно, когда и как нарушил свои должностные обязанности или совершил иные, противоправные деяния. Служебная записка должна быть подана в течение суток с момента выявления проступка.
Руководитель назначает комиссию по расследованию и издаёт приказ о назначении проверки, в которую, если в компании имеется служба безопасности, включаются её сотрудники.
Целесообразнее для качественного и беспристрастного расследования, привлечь частного детектива. Выбор частного детектива или агентства остается на руководителе.

С чего начинать проверку?

Для начала работник, допустивший нарушение пишет объяснительную записку. При этом по адресу проживания работника направляется заказное письмо с уведомлением о начале проверки и запросом на дачу объяснений. В течение двух суток работник должен предоставить письменное объяснение своих действий. Если объяснение не предоставлено, то это считается отказом работника в сотрудничестве и по данному факту составляется акт.
Формы документов фиксирующих результаты служебной проверки законодательно не утверждены, они могут оформляться в виде служебных записок, актов, заключений, копий и оригиналов, подтверждающих вину или невиновность работника. Все собранные материалы нумеруются и подшиваются в дело. Эти материалы необходимо хранить и использовать в том случае, если работник в судебном порядке потребует снятия дисциплинарного взыскания, денежных выплат, восстановления после увольнения, по крайней мере, до тех пор, пока не истечёт срок исковой давности.
Сроки проверки ограничены законом одним месяцем от даты издания приказа, а в случае составления служебной записки с момента её подачи. В этот период не входит время отсутствия сотрудника по болезни и в отпуске, а также время, затраченное на учёт мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шесть месяцев.
По результатам проверки комиссия предоставляет справку (заключение) в котором отражает выявленные факты и называет виновных, указывая степень их виновности, причины и условия, послужившие совершению данного нарушения, рекомендации по применению взыскания и мероприятиям, позволяющим исключить данные нарушения в последствии.
По ТК РФ дисциплинарными взысканиями являются – замечание, выговор и увольнение. Иные дисциплинарные взыскания могут быть возложены только на сотрудников в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда.
Дисциплинарное взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Если оно наложено по результатам аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения.

Теперь рассмотрим отдельные случаи, и уясним, как надо поступать в каждой конкретной ситуации.

Неявка на рабочее место, прогул.

Если работник не вышел на службу, то на каждый день его отсутствия составляется акт, который дополняется копиями из журнала учёта прихода и ухода, служебными записками руководителя отдела и сослуживцев, уведомленьями о вручении заказных писем о вызове на рабочее место, справками из медицинских учреждений, в которых мог находиться работник, другими документами.

Появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или иного одурманивания.

Если работник появился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или иного одурманивания, то по данному факту составляется акт, который утверждается подписью двух свидетелей, актом освидетельствования в специальном медицинском учреждении, объяснительной запиской работника. В соответствии с российским законодательством работник может отказаться от освидетельствования или потребовать прекратить его. Следует учитывать, что за употребление наркотических веществ без назначения врача следует административная и уголовная ответственность.

Причинение материального вреда.

При выявлении фактов порчи имущества, недостачи или хищения проводится инвентаризация, результаты которой оформляются актом, заключениями независимых оценщиков и экспертов, объяснительными записками работников, другими документами. Решение о проведении инвентаризации оформляется приказом руководителя. Причинение материального вреда может быть выражено не только в порче имущества (товара, сырья, производственного оборудования или другой техники), но и растратой или хищениями. В данных действиях могут содержаться признаки состава преступления и одной служебной проверки уже недостаточно.

Злоупотребления полномочиями.

Для оформления фактов злоупотребления полномочиями проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы, оформляющееся в виде заключения и дополненное другими документами, подтверждающими свершившийся факт. Ущерб от злоупотребления должен носить материальный характер. В злоупотребление полномочиями может входить различные деяния, от неправомочных решений по деятельности организации до разглашения коммерческой тайны. За некоторые из них работник может понести уголовную ответственность.

Травмирование или гибель работника.

Для оформления факта получения работником травмы на производстве составляется акт, к которому прилагается справка из медицинского учреждения, объяснительная записка пострадавшего работника и свидетелей, заключение инспекции по техники безопасности организации о проверке оборудования, материалы аттестации работника и рабочего места, копии страхового полиса и других документов. Очень важно, при каких обстоятельствах получена травма: на производстве, при следовании на работу и обратно, при следовании к месту выполнения работ, в обеденный или иной перерыв, во время корпоративного праздника или нанесено другим лицом.
- Для оформления факта причинения смерти работнику необходимо заключение, составленное в результате проверки его уполномоченным на то органом внутренних дел. Необходимо так же собрать показания свидетелей, оформленные объяснительными записками, акты проверки оборудования, если смерть была причинена в результате работы с ними. В данном случае необходимо обращение не только в медицинское учреждение, но и в полицию.

Что делать, если для принятия решения одного только заключения служебной проверки недостаточно?

Если первый случай подлежит рассмотрению исключительно в дисциплинарном порядке, то остальные могут нести в себе признаки преступления, и по ним обязательна проверка в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Несмотря на проводимые реформы МВД ещё имеют случаи необоснованного отказа не только в возбуждении уголовного дела, но и в приёме самого заявления.
Как в таком случае возместить причинённый ущерб и наказать виновного?
Мы повторимся и напомним ещё раз…
Следует пригласить профессионального детектива. С его помощью вы сможете в полном объёме собрать материал проверки, подготовить мотивированное заявление и подать его в орган внутренних дел, в чьих обязанностях будет рассмотреть его и принять законное решение. Обладая правами, предоставленными частному детективу Законом, он сможет квалифицированно подготовить документы и для безвозвратного увольнения сотрудника, и для привлечения его к уголовной или административной ответственности, а главное, для возмещения виновным материального ущерба, если таковой был нанесён. На финальном этапе возможно участие адвоката или юриста, выступающего в качестве представителя интересов организации, которые будут следить за ходом проведения проверки в полиции и следственном комитете, поддерживать юридическое лицо в суде.

В любой организации могут возникнуть ситуации, когда работники нарушают трудовую дисциплину и работодатель вынужден применять к ним санкции - как правило, дисциплинарные взыскания.

Как следует из Трудового кодекса, дисциплинарные взыскания налагаются только на работников, совершивших виновные действия. Но иногда установить вину работника не так-то просто. Решение ситуации - это проведение служебной проверки.

Вообще, служебная проверка - это термин, применяемый к государственной службе. По отношению к ней порядок проверки определен законами. Как провести служебную проверку в коммерческой организации - законом не установлено. Но тем не менее и в коммерческой организации такую проверку провести возможно. Прежде всего для того, чтобы подтвердить объективность наложенного взыскания (особенно если им выступает увольнение) и чтобы работник не смог обжаловать взыскание.

Когда стоит проводить проверку

Перечислим некоторые случаи, в которых целесообразно проведение служебной проверки.

  1. Работник совершил дисциплинарный проступок, то есть не исполнял или не надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности. Прежде чем назначить служебную проверку, нужно оценить характер проступка и последствия, которые наступили. А также то, какое именно взыскание будет наложено. Если проступок небольшой, и влечет лишь замечание или выговор - нет особого смысла проводить проверку. Но если работнику грозит увольнение, то, конечно же, провести проверку стоит.
  2. Работник привлекается к материальной ответственности. Однако в тех случаях, когда хищение было выявлено инвентаризационной комиссией, нет смысла проводить проверку: эта комиссия итак установит необходимые факты.
  3. Работник совершил действия, которые влекут возможность его увольнения по определенным основаниям (предусмотренным в статье 81 ТК РФ). Например, работник, обслуживающий ТМЦ, совершил виновные действия, влекущие утрату доверия со стороны работодателя. Или работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный поступок, в связи с чем продолжение его работы невозможно.

Задачи служебной проверки

Конечно же, служебная проверка имеет свои задачи. Это установление:

  1. Факта совершения тех или иных действий.
  2. Места, времени, обстоятельств совершения этих действий.
  3. Последствий совершенных действий.
  4. Работника, совершившего те или иные действия;
  5. Вины этого работника в совершенных действиях;
  6. Мотивов действий, их целей и иных обстоятельств (например оценка личности работника, его деловых качеств).

Как начать проверку

Прежде всего стоит отметить сроки проведения проверки. Дело в том, что проведение проверки никак не приостанавливает течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Поэтому нужно действовать только в пределах этого срока. Нужно помнить, что, во-первых, дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня обнаружения проступка. Во-вторых, оно налагается только в течение полугода после совершения проступка.

В иных же случаях, когда проверка проводится не в связи с дисциплинарным проступком, проверку желательно начать как можно раньше с момента поступления необходимой информации.

Проверку нужно проводить на основании приказа работодателя. Там надо зафиксировать:

  1. повод проведения проверки;
  2. ответственные за проведение проверки лица (как правило, это комиссия), председатель комиссии;
  3. полномочия ответственных лиц;
  4. срок проведения служебной проверки и порядок оформления её результатов.

Комиссию работодатель формирует по своему усмотрению. Но обычно туда включаются представители кадровой службы, правового управления, управления безопасности, финансового отдела. В комиссию не следует включать работника, который совершил действия, инициировавшие проверку. Равно как и его родственников и подчиненных.

Вся проверка должна проводиться в соответствии с законом, с соблюдением прав человека и гражданина. Не допускается принуждение того или иного работника к даче объяснений и т.д.

Комиссия вправе:

  1. вызывать различных работников и просить их дать объяснения, в том числе письменно;
  2. знакомиться со всеми документами организации, имеющими отношение к проверке, а также приобщать их к материалам проверки;
  3. просить работников предоставить информацию и документы, имеющие отношение к проверке;
  4. с разрешения работодателя использовать для консультаций специалистов, запрашивать необходимые документы и информацию у государственных органов, физических и юридических лиц;
  5. оформлять результаты проверки.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки комиссией составляется акт или заключение о результатах проверки. Комиссия вправе сформулировать свои предложения о привлечении виновных лиц к ответственности.

Стоит отметить, что работник, в отношении которого проводят проверку, тоже имеет определенные права. Так, он вправе давать объяснения, приобщать документы, просить отвода члена комиссии, знакомиться с материалами проверки (по её окончании).

Ознакомление с результатами проверки работником - важный этап. Ознакомление должно происходить под роспись. Если работник отказывается подписаться, то об этом составляется соответствующий акт.

Заключение о результатах проверки должно быть подписано всеми членами комиссии, и утверждено руководителем организации. К заключению должны быть приложены все материалы проверки.

Документы, относящиеся к проверке, могут считаться конфиденциальной информацией. Хранить их лучше в отделе кадров, копию заключения вложить в личное дело работника.

Если по результатам проверки выявились признаки преступления или административного нарушения, необходимо сообщить о них в правоохранительные органы.