Путешествие по планетам обучения грамоте в школе. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие. грамоте «Космическое путешествие»
Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения:
Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения:
Групповое помещение.
Цель:
Закрепить знания детей.
Задачи:
образовательные:
закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;
развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;
воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.
Материалы и оборудование:
демонстрационные:
карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;
раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой:
игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный:
карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный:
объяснение, беседа, указание, ответы детей.
Предварительная работа
Образовательные области:
Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие
Совместная образовательная деятельность с детьми
—
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.
Взаимодействие с родителями
—
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.
Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту
. Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.
— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…
Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)
1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.
В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.
Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.
— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?
— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.
— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе.
Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.)
Один из детей выкладывает слова на доске.
— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.
Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)
— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка на ковре
:
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).
Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?
— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?
Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
Проверка (один рассказывает, другие проверяют).
Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.
Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.
Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.
Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.
Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.
Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?
А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности
)
Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область
НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие»
Цель : формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений.
Оборудование : флэшка с презентацией, телеграмма , зеркала, звезды зеленая и красная, картинки – банан, альбом, картинки светофора и 12 фишек, картинки со звуком т, наклейки, картинки- буквы спрятаны, мальберт, цветок и лепестки.
Ход занятия
1. Орг. момент- заходим и встаем полукругом
Круг приветствия (говорим вместе с детьми) .
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром, с ясным днем,
Вот как славно мы живем.
Здравствуйте, говорим мы человеку,
Здравствуйте слышим мы в ответ.
К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
2. А вы, ребята, заметили, что на стене что-то необычное. - (инопланетянин появляется».
Ой, кто-это.
я думаю, неспроста здесь он появился..
А как вы думаете с какой он планеты.
Зачем он сюда прилетел.
А вот и письмо - сейчас мы и узнаем все о нашем госте.
Воспитатель читает письмо :
3. «Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Развивайка с планеты Грамоты …У нас случилось несчастье. Космические пираты звукоедики перепутали и похитили все звуки, если вы не поможете, может случиться беда. Без вашей помощи мы не справимся. Ведь известно, что вы уже многому научились. я очень прошу вас о помощи.
Ребята, поможем---
А на чем же мы полетим. (на ракете) .
А вот и наша ракета (картинка)
4. Прежде чем занять места в ракете . мы должны пройти проверку. для этого мы должны проговорить чист оговорки по очереди красиво и громко___(проговариваем и передаем мяч)
та-то-та- у нас в ракете чистота.
5. итак все космонавты на местах . Пристегнули ремни. Проверим правильно ли работают ваши моторы- ррррррррр. готовимся к старту с песенки гласных---а-о-и- ы- у-у- .летим. у-у-у. взлетели.
6. пока мы летим нам нужно изучить язык жестов, как мы будем общаться с инопланетянами. звуки –то у них похищены. Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про инопланетянина Развивайку, который отправились на отдых к бабушке и дедушке.
В гости к бабушке и дедушке приехал Развивайка. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внука (Улыбочка - Трубочка) . Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик) . Блинчики были очень горячие (подуть на язычок) . Ну вот они остыли и Развивайка с удовольствием стал есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье) . Потом он побежал гулять и стал играть с друзьями в футбол (Футбол) . А потом качался на качелях (Качели) .
6. Прежде чем высадиться на планете Грамоты мы должны быть уверены в своих знаниях, а на ведь еще надо и назад вернуться….для этого наш экипаж выполнит задание, которое приготовил нам центр управления полетом…
Я читаю вам стихотворные строки, а вы должны выбрать одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь : «Мой дорогой!
Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)
Белокрылые хозяйки над волной летают (чайки, шайки, сайки)
Лежит лентяй на раскладушке, грызет посвистывая сушки, душки, пушки)
7. посмотрите ребята на в иллюминатор- что вы там видите.
да, ребята, перед нами преграда- скопление звезд, наверно, пираты постарались. Какже их нам преодолеть. ой, я знаю как. мы должны выполнить следующее задание…Я буду называть картинки то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я называю правильное название то вы поднимаете зеленую звезду, неправильную- красную…
Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.
альпом, айбом, альмом,альбом, аньбом, альном.
8. Ребята, вы слушите звук. (стучу по столу)
Это метеоритный дождь. будьте внимательны. это все пираты нам хотят помешать. как только мы правильно выполним задание, метеориты разлетятся в разны стороны и путь нам будет свободен.
Послушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую услышали. (
10. посмотрите на картину. всезнайка нам сигнализирует. что мы должны набраться сил и отдохнуть.
физ-ка Мы с вами оказались на лесной поляне
Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух
Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе
Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут
и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)
Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф
Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!
Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з
Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят : г-у-у! г-у-у! г-у-у!
Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.
отдохнули. продолжаем. полет. к нам на орбиту поступила зашифрованная телеграмма . нам надо ее прослушать и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
тут мышка. У мышки мышата. мышка шумит. мышата шуршат.
Но что я слышу. какой-то сигнал. бедствия кто-то передает. ничего не могу понять. мешают помехи, но какие -то звуки я слышу. я буду вам произносить ряды слогов. а вы должны хлопнуть. когда услышите другой звук.
па-па-па-ба-па
фа-фа-фа-ва-фа.
Мы уже. скоро будем на планете Грамотейка . но вот незадача, прямо на нас летят другие космические корабли . это. пираты нас встречают….чтобы не произошло столкновение вам нужно опять выполнить задание ….
я буду произносить слово, а вы назовите слово, отличающееся от других.
минута, монета, минута, минута
винт, винт, винт, бинт.
Дудка, будка, будка, будка.
итак. вот мы и на планете. грамоты . ой, посмотрите, опять послание.
Привет,земляне. Если вы читаете это письмо, то вы все-таки добрались до планеты Грамоты . Но просто так звуки мы вам не отдадим. Выполняйте наши задания, а мы будем за вами следить.
Светофор.. я называю слова, а вы ставите фишки на красную, желтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышите звук. м.
(макароны, карман, дом, мышь, ромашка, ком)
Молодцы. С заданиями справились. Пираты вернули инопланетянам с планеты грамота все звуки . и развивайка дарит вам за подарок, который вы получите, когда прилетите на землю.
Может мы тоже сделаем подарок всезнайке о нас на память….давайте соберем цветок. Из предложенных лепестков с избражениями различных предметов мы должны выбрать только те, где есть звук Т.
молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой.
Но посмотрите на борту корабля обнаружены неполадки : на пульту управляния кто-то спрятал буквы. нам надо их разгадать. (на букве нарисован пират- ее отгадать) .
Молодцы…теперь все в порядке
Возвращаться нам пора,
по местам мои друзья.
Экипаж слушай мою команду.
Занять кресло .
Пристегнуть ремни.
Завели моторы. рррррр. Закреваем глаза. мы взлетем. а-о-у-ы-и -у-у-у. летим. ну вот мы и прилетели. можно немного расслабиться и поговорить.
Давайте подведем итог нашего путешествия .
чем мы занимались во время путешествия .
Вам интересно было.
давайте встанем в круг, возьмемся за плечи и скажем друг другу. спасибо за приятное занятие .
Публикации по теме:
«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.
Интегрированное занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в весенний лес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.
« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики
(Старшая группа)
Цели:
Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,
Твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные
Слова (к словам «звезда», «земля»);
Упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;
Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;
Воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и
Действия товарищей.
Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,
мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.
Материал:
Демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два
Больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,
Зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;
Раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.
Ход занятия
Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
Воспитатель:
Отгадайте, про какую планету здесь говорится?
Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)
Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».
Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)
Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)
А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)
Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)
Какие еще планеты вы знаете?
Определите в названиях первый звук.
Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
Физкультурная пауза:
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
После нее дети садятся в кружок на ковре.
Воспитатель : Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды –
Петь мы эти звуки рады.
(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
Воспитатель: Кроме гласных есть другие,
Вы не знаете, какие? (Согласные.)
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)
Воспитатель : На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.
Артикуляционная гимнастика:
Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)
А подвижный язычок, работой заниматься
Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)
А потом забор построил - красота! (забор)
Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)
По нему несется воздуха поток, (дуть)
Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)
Физкультура получилась – хороша!
«Буки – Буки – Закорюки»
Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.
«Живая модель»
а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.
Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка,
И начинаюсь я на «М»,
Но только я не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем.
(Марс)
Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.
Составление модели слова; проверка.
«Живые звуки»
Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.
«Назови пару»
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
«Что чем (кто кем) может быть?
Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»
В виде разных картинок.
Задачи:
- Формировать навыки счета (счет в пределах 20; отсчет единицами, десятками).
- Закрепить умение сравнивать по количеству: понимать и правильно употреблять понятия «больше», «меньше», «равно».
- Формировать начальные чертежные навыки: закреплять умение строить по чертежу, узнавать и правильно называть геометрические фигуры.
- Упражнять в звуковом анализе слова.
- Развивать логическое мышление.
- Продолжать формировать временные представления: дни недели, месяцы.
Ход занятия:
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.
1 воспитатель – Да…, я поняла. Ребята, у меня для вас новость. Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что с планеты Луна поступают сигналы SOS. Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия. Посылает их наш любимый герой мультика и передачи «Спокойной ночи, малыши» Лунтик. А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать? (Предложения детей). В письме еще была записка:
Приглашаем всех детей
В путь отправиться скорей.
Ждут вас испытания, сложные задания!
Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите!
Рассмотрим чертеж. Расскажите сколько, какие по размеру и какой геометрической формы детали нам необходимы.
Дети строят из мягких модулей ракету. Звучит «космическая» музыка.
Ребята занимают места в ракете.
1 воспитатель – С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Пристегнуть ремни.
Ребенок - Нам в окошко звезды светят,
Наступил полета час.
Мы с ребятами в ракете
На Луну летим сейчас.
1 воспитатель – Начать отсчет единицами, десятками… Старт! Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни.
А теперь я расскажу вам историю про Лунтика. Садитесь поудобнее.
Однажды Лунтик пригласил в гости своих друзей: дядю Шнюка, дядю Корнея, Милу и Кузю. Сколько друзей пригласил он в гости? (четырех друзей).
Приглашал он друзей в субботу и просил прийти в гости на следующий день. Какой это будет день недели? (воскресенье).
Гости были у Лунтика в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились сходить в Лунопарк покататься на роликах. В какие дни недели друзья будут кататься на роликах? (понедельник, вторник, среда).
У кузнечика Кузи день рождения в пятницу, но готовиться к празднику он начал за два дня до этого. Какие это дни? (среда, четверг). День рождения у него наступит в первый день после апреля. Какой это день? (1 мая).
Мы начали наш путь, с какой планеты? (Земля) А сейчас приближаемся к другой.
2 воспитатель – Ребята, вы на планете Геометриус. Любимая наука народа, населяющего эту планету – геометрия. Сейчас посмотрим, нравится ли она вам.
Игра «Узнай фигуру»
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают соответствующую геометрическую фигуру из находящихся перед ними.
1. И похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я, друзья, такой? (круг)
2. На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три:
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы вместе совершим.
Все в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы все семья,
Нас каждый должен знать! (треугольник)
3. Углов у нас не три, а больше на один.
Узнай нас поскорей,
Мы этого хотим! (прямоугольник)
4. Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад!
Как зовут его? (квадрат)
Жители этой планеты увлекаются астрономией и просят вас помочь им пересчитать звезды.
На карточках дети пересчитывают звездочки и ставят нужный знак (равно, больше, меньше) между звездами и цифрой.
2 воспитатель – Ближайшая к планете Геометриус – планета Рассуждалка, где живет очень умный народ. Они любят порассуждать и предлагают нам заняться тем же.
«Ответь да или нет – быстро»
В пустом стакане есть орехи?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Кошка боится мышку?
Листья желтеют осенью?
Морковь бывает синяя?
Воробей это птица?
Яблоки созревают весной?
У машины 4 колеса?
Тетрадь похожа на прямоугольник?
Берлога медведя на ветке?
Медведь домашнее животное?
Ребята, сильный звездный ветер подхватил и унес с собой с планеты Рассуждалка некоторые буквы. И теперь ее жители в большом затруднении – ни почитать нормально, ни письмо написать. Давайте им поможем и правильно выполним задание в конвертах (дети вписывают пропущенные буквы в словах на карточках).
А сейчас я предлагаю вам выйти в открытый космос полетать (физминутка). Пока играет музыка, летаем. Музыка закончилась – объединяемся в заданное число (по два, по три, по четыре).
1 воспитатель - Вам здесь понравилось? Я рада.
Но на Луну спешить нам надо.
На этой планете Лунтик мается,
И в нашей помощи нуждается.
Лети-и-и-им! И вот мы на Луне. Давайте сделаем подарок Лунтику: нарисуем его портрет. К графическому диктанту готовы?
Графический диктант.
Появляется игрушка Лунтик: « Как я рад вас видеть. Здравствуйте! Я засмотрелся на лунный свет и Луна притянула меня к себе. Но я уже успел полюбить Землю и хочу жить только на ней. Там мои друзья! Возьмите меня с собой!»
Дети дарят Лунтику его портреты и занимают места в ракете.
«Про Лунтика».
Каждый день мы встречи ждем,
К телевизору идем.
Здесь про Лунтика рассказ,
И для вас он и для нас.
Он сиреневый такой
И немного озорной.
Кругленькое брюшко
И четыре ушка.
Если грустно, не беда. Помогает доброта.
Лунтик, милый и смешной, подружились мы с тобой.
Кузя с Лунтиком дружок
И с Пчеленком хорошо.
Даже рак Чики-бряк
Без него не смог никак.
Передачу смотрим с ним –
Лишь потом спокойно спим.
День промчится, а потом,
Встреча будет перед сном!
2 воспитатель – Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Снять скафандры.
Вам понравилось космическое путешествие?
Каждый из вас молодец!
Путешествию – конец!
С математикой, грамматикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, вниманье!
Лунтик угощает детей «космическими» чупа-чупсами.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
- Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
- Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
- Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.
Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.
Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.
Оборудование: тюбики со слоговыми схемами, плакат с изображением продуктов питания, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (собранный из конструктора «Лего»), конверт, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить
путешествие в космическое пространство,
побывать на неизвестных планетах. Согласны? На
чём мы можем совершить это путешествие? (Ответы
детей)
– Да, на космическом корабле (или ракете).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю
вам познакомиться с языком инопланетных
цивилизаций и собрать вещи, необходимые для
путешествия.
– Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в
полёте пригодиться. Повторяйте за мной:
Чистоговорка:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Шурба-урба,
Синти-бряки,
Дэо-дэо,
Шах-мадэо,
Вац!
– С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного. (Карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.)
– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (Работа детей ) (рис.1)
– Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К
путешествию готовы? (Ответы детей...)
– Тогда прошу пройти в космический корабль.
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы,
каждый смог управлять кораблём, бортовой
компьютер должен произвести идентификацию ваших
голосов.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ
должен быть полным.
– Чем звук отличается от буквы?
– Звук б – это гласный или согласный?
– Звук а – это гласный или согласный?
– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого
звука – к.
– Определи место звука [а] в слове матрёшка.
– Сколько слогов в слове машина?
– Составь предложение из 2-х слов
– Составь предложение из 3-х слов
– Звук [в] это глухой или звонкий согласный?
– Чем отличаются гласные от согласных звуков?
– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.
– Идентификация ваших голосов завершена. Мы
отправляемся. Занимаем места в космическом
корабле, пристёгиваем ремни безопасности.
Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (включить
фонограмму
). Полёт проходит успешно. Предлагаю
экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с
космической едой. А вместо названия, изображена
слоговая схема слова. У вас есть возможность
выбрать пищу самим, но названия её должны
состоять из того же количества слогов, что и на
вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед
вами подсказка (плакат с изображением продуктов),
(мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, молоко,
груша, банан, каша, конфета). (рис. 2)
Например. В моём тюбике – курица, т.к. в слове
курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х
слогов)
(Ответы детей)
– Ну вот мы и подкрепились.
Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты. Воспитатель: Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.
Физкультминутка
Танец под музыку типа аэробики.
– Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо:
«Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка»
– Давайте вернёмся на космический корабль, (дети
рассаживаются на
места
) Что же находится
в конверте? (Картинки)
– Что же это может значить? Может быть, жители
планета Грамотейка что-то хотят нам сказать, с
помощью этих картинок?
– Давайте передадим их на землю, и учёные в
лаборатории во всём разберутся. Но бортовой
компьютер сможет передать только звуковую схему
слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и
объяснить, после этого компьютер сможет передать
схему на Землю (рис. 3)
(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)
– Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, панель управления не исправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой, проводами, (рис. 4) (дети выполняют работу и объясняют, остальные проверяют )
– Ну вот, панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму )
Итог занятия
– Ребята, мы возвращаемся на Землю. Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (Ответы детей )
Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!