Иисус Христос принёс человечеству Новый Завет, смысл которого в том, что теперь каждый человек, уверовавший в Бога, может освободиться от грехов, делающих его жизнь трудной и безрадостной.

В Евангелии передана Нагорная проповедь Господа, в которой Он сообщил людям девять заповедей блаженства. Это девять условий, при соблюдении которых человек может обрести вечную жизнь в обители Всевышнего.

Своей смертью на кресте Иисус Христос искупил грехи людей и тем самым дал им возможность открыть в себе Царство Небесное ещё при земной жизни. Но для того чтобы ощутить эту благодать, нужно выполнить перечисленные в Нагорной проповеди заповеди блаженства.

Современное Евангелие существенно отличается от первоисточника. Это не удивительно - оно было многократно переведено и переписано. Сохранившееся Остромирово Евангелие, датированное серединой 11-го века, наиболее точно передаёт содержание 9 заповедей блаженства, но обычному человеку, не имеющему специального образования, понять его почти невозможно. Мало того что старославянский алфавит кардинально отличается от русского, в Евангелии употребляются давно устаревшие и выбывшие из обращения слова, выражения и понятия. Толкованием заповедей блаженства занимались и продолжают заниматься богословы и философы во всём мире.

Значение слова «блаженство»

Для начала нужно разобраться, что означает слово «блаженство». Самый близкий синоним - нега. Когда мы говорим, что блаженствуем, то имеем в виду - нежимся. В евангельском понимании блаженство значит несколько иное. Христианское блаженство - Испытывать блаженство в христианском смысле значит находиться в состоянии безмятежного покоя. Говоря современным языком - не испытывать беспокойства, сомнений, тревог. Христианское блаженство не является аналогом безмятежного покоя буддистов или мусульман, так как может проявиться в физическом мире при земной жизни в результате осознанного выбора и отречения от проявлений сил зла. Толкование заповедей блаженства объясняет смысл этого выбора и самоотречения.

Назначение заповедей

Библейские заповеди знаменуют вехи развития человека как личности, эволюцию его духовного мира. С одной стороны, они указывают на то, что должно быть целью жизни человека, с другой, - отражают его природу и раскрывают то, к чему человек имеет внутреннее влечение. Евангельские блаженства перекликаются с ветхозаветными. 10 заповедей блаженства, данных Господом Моисею, больше относятся к материальному миру и физическому взаимоотношению между людьми в социуме. Они указывают на то, что человек должен делать, но не затрагивают его душевного состояния.

Семь запретов, перечисленных в Нагорной проповеди иногда ошибочно называют 7 заповедями блаженства Иисуса Христа. Это неправильно. Запреты убивать, завидовать, творить новых кумиров, прелюбодействовать, красть и чревоугодничать Христос не отверг, но сказал, что результатом искоренения этих грехов становится возникновение чистой любви между людьми. «Да любите друг друга», - велел Господь и тем самым настроил людей не отслеживать проступки, но относиться друг к другу с милосердием, пониманием и сочувствием.

9 заповедей блаженства толковали такие выдающиеся мыслители, как Анри Бергсон, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский и другие. Рассмотрим каждую заповедь подробно.

О духовной нищете

Первая заповедь блаженства Господа говорит о том, что первым условием блаженства является ощущение себя духовно нищим. Что это значит? В прежние времена понятие нищеты не означало трудного материального положения, отсутствия денег или имущества. Нищим считался человек, просящий чего-либо. Нищий духом, значит - просящий духовного просвещения. Счастлив, или блаженен, тот, кто не просит и не ищет материальных благ, но тот, кто стяжает мудрости и духовности.

Блаженство не в том, чтобы испытывать удовлетворение от отсутствия материальных благ или от их наличия, а в том, чтобы не чувствовать себя превосходящим других в случае наличия материального достатка или угнетённым в случае его отсутствия.

Заповеди блаженства Иисуса Христа настраивают на принятие земной жизни как средства для достижения Царства Небесного, и если материальное богатство служит человеку для увеличения духовного богатства, то это тоже - верный путь к Богу.

Бедному человеку проще прийти к Богу, так как он сильнее, чем богатый, озабочен собственным выживанием в материальном мире. Считается, что он чаще обращается к Богу за помощью, и у него больше шансов соединиться с Создателем. Однако это слишком упрощённое представление о том, из чего складывается путь обретения духовной мудрости и блаженства.

Ещё одна трактовка заповеди основана на переводе с древнеарамейского языка слова «дух». Тогда его синонимом было слово «воля». Таким образом, человека, «нищего духом», можно назвать «нищим по собственной воле».

Сопоставив оба значения выражения «нищие духом», можно предположить, что Христос под первым блаженством подразумевал, что Небесного Царства достигнут те, кто добровольно выберет своей целью лишь достижение мудрости. И к ней одной направит свои волю и разум.

Об утешении плачущих

Счастливы плачущие, ибо они будут утешены, - так в современном изложении звучит вторая заповедь блаженства. Не следует думать, что речь идёт о любых слезах. Не случайно эта заповедь идёт после той, в которой говорится о духовной нищете. Именно на первой заповеди основаны все последующие.

Плач - это скорбь и сожаление. Нищий духом сожалеет о годах, потраченных на поиск и накопление материальных вещей. Он печалится о том, что не обрёл мудрость раньше, он вспоминает свои поступки и поступки других людей, которые разрушили их жизни, так как были направлены на достижение мирских радостей. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и силах. Он плачет о том, что согрешил против Бога, принёсшего Собственного Сына в жертву людям ради того, чтобы спасти их, погрязших в мирских дрязгах и заботах. Поэтому нужно понимать, что не всякий плач угоден Богу.

Например, плач матери о том, что её сын стал наркоманом или пьяницей, не всегда приятен Богу - если мать плачет о том, что в старости останется одна, без заботы и попечения, которые рассчитывала получить от взрослого сына, то она плачет лишь от ущемлённого самолюбия и от разочарования. Она плачет оттого, что не получит мирских благ. Такой плач не приведёт к утешению. Он может настроить женщину против других людей, которых она назначит виновными в том, что случилось с её сыном, и несчастная мать начнёт думать, что мир устроен несправедливо.

А если эта женщина станет плакать оттого, что сын оступился и выбрал гибельный путь из-за её собственного недосмотра, из-за того, что она с ранних лет внушала ему лишь стремление к материальному превосходству над другими, но не объяснила необходимость быть добрым, честным, милосердным и снисходительным к недостаткам других людей? Такими покаянными слезами женщина очистит свою душу и поможет спастись сыну. Именно о подобном плаче сказано: «Блаженны плачущие, которые печалятся из-за собственных грехов. Для них Господь найдёт утешение, ради таких слёз Господь проявит милосердие и подарит чудо прощения».

О кротких

Третьим блаженством Христос назвал кротость. Кажется, что объяснять данное блаженство не имеет смысла. Все понимают, что кротким называют человека, не возражающего, не сопротивляющегося, смиряющегося перед людьми и обстоятельствами. Однако и здесь не всё так просто. Человек, не противоречащий тем, кто сильнее и могущественнее его, не может считаться кротким в евангельском понимании. Божественная кротость происходит из первых двух блаженств. Сначала человек осознаёт свою духовную нищету, потом кается и плачет о своих грехах. Искреннее сокрушение о них делает человека терпимым к злу, проявляемому другими людьми. Он знает, что они, как и он сам, рано или поздно придут к пониманию собственной вины за беды, происходящие с ними, осознают свою ответственность и вину за несправедливость и зло, которые они творят другим.

Раскаявшемуся грешнику, как никому другому, хорошо известно, что перед Богом все люди равны. Покаявшийся не мирится со злом, но, испытав многие страдания, он приходит к пониманию, что спасение человека лишь в руках Бога. Если Он спас его, значит Он спасёт и других.

Проповедь заповедей блаженства не оторвана от реальной жизни. Господь Иисус Христос был кроток, но он с гневом обрушился на торговцев, менявших в храме жертвенных голубей и свечи на деньги, однако нам Он не дал права поступать так же. Нам Он велел проявлять кротость. Почему? Потому что Он Сам заповедал - тот человек, который проявит агрессию, от агрессии же и пострадает.

Господь учит нас, что мы должны быть думающими, но думающими о собственных грехах, а не о чужих, даже если их совершает священник самого высокого ранга. Иоанн Златоуст так толкует эту заповедь блаженства: не возражай обидчику, дабы тот не передал тебя судье, а тот, в свою очередь, - палачу. В мирской жизни часто правит несправедливость, но мы не должны роптать. Мы должны принимать мир таким, каков он создан Богом, и направлять свою энергию на улучшение своей собственной личности.

Интересно, что многие современные авторы, написавшие инструкции, как приобретать друзей, как стать счастливыми и успешными, как перестать беспокоиться и начать жить, дают те же советы, что и Христос, но их советы работают плохо. Объясняется это тем, что они не согласованы между собой и не имеют поддержки извне. В этих советах человек противопоставлен всему миру и должен справиться с ним в одиночку, а следуя Евангелию, человек получает помощь от Самого Бога. Поэтому все подобные книги быстро выходят из моды, а Евангелие продолжает сохранять актуальность уже более 2 000 лет.

О жаждущих правды

На первый взгляд кажется, что эта заповедь блаженства повторяет первую. Нищие духом ищут божественную истину, а алчущие и жаждущие - правду. Не одного ли и того же они стяжают?

Рассмотрим такой пример. Некий человек говорит о себе: «Я не умею лгать. Я всем и всегда говорю правду». Так ли это? Жаждать евангельской правды - это не значит всем и всегда её говорить. Тот правдолюбец, которого мы назвали «неким человеком», нередко оказывается лишь хамом, который своему оппоненту, не разделившему его мнения или совершившему какую-либо ошибку, прямолинейно сообщает, что тот глуп. Мало того что этот правдолюбец не отличается большой прозорливостью и сам не всё и не всегда делает правильно, он вряд ли скажет эту свою правду тому, кто сильнее и могущественнее его.

Итак, что же такое Божественная правда и стремление к ней и что значит "жаждущие правды насытятся ею"? Это очень доступно объясняет Иоанн Кронштадский. Голодный человек жаждет еды. После насыщения проходит какое-то время, и он снова голоден. Это естественно в случае с едой. Но в том, что касается Божественной правды, всё несколько иначе. Бог любит тех, кто принял три первых блаженства. За это он даёт им спокойную и мирную жизнь. Такие люди, как магнитом, притягивают к себе окружающих. Так, император Лев оставил свой трон и отправился в пустыню, где жил святой Моисей Мурин. Император хотел познать мудрость. Он имел всё, что хотел, мог удовлетворить любые свои мирские потребности, но не был счастлив. Он жаждал мудрого совета, как поступить, чтобы вернуть радость жизни. понял душевные муки императора. Он пожелал помочь мирскому правителю, возжаждал божественной правды и получил её (насытился). Как благодать, излил святой старец на императора свои мудрые речи и вернул ему душевный покой.

Ветхозаветные Адам и Ева жили в присутствии Бога, и Его правда сопутствовала им в каждый момент жизни, но они не испытывали в ней жажды. Им не в чем было каяться, они не испытывали никаких мук. Они были безгрешны. Они не знали потерь и печалей, поэтому не дорожили своим благополучием и, нисколько не сомневаясь, согласились вкусить плод с дерева познания добра и зла. За это они лишились возможности видеть Бога и были изгнаны из рая.

Нам Бог дал понимание того, чем следует дорожить и к чему нужно стремиться. Мы знаем, что, если будем стремиться исполнять Его заповеди, Он воздаст нам и подарит настоящее счастье.

О милосердных

В Евангелии есть несколько притч о милосердии. Это притчи о мытаре и о лепте бедной вдовы. Мы все знаем, что подавать милостыню бедным - Богоугодное дело. Но даже подходя к этому вопросу разумно и давая нищему не деньги, которые он, скорее всего, потратит на алкоголь, а еду или одежду, мы не уподобляемся ни мытарю, ни вдове. Ведь подавая милостыню чужому человеку, мы, как правило, не ущемляем себя. Такое милосердие похвально, но оно не идет ни в какое сравнение с милосердием Бога, Который дал людям во спасение Своего Сына, Иисуса Христа.

Заповеди блаженства не так легко выполнимы, как это кажется на первый взгляд. Однако они нам вполне по силам. Как часто, узнав о бедах какого-либо человека, мы произносим такие фразы: «Не бери в голову - у тебя своих проблем море», «Судьба у него, конечно, тяжёлая, но у каждого свой крест» или «На всё воля Божья». Говоря это, мы устраняемся от проявления истинного, Божественного, милосердия.

Истинное милосердие, подвластное человеку, может быть выражено в таком сочувствии и желании помочь другому, которое заставит человека задуматься, в чём причина сего несчастья, то есть стать на путь исполнения первого блаженства. Самая большая милость в том, чтобы, очистив собственные сердце и душу от греха, мы так попросили Бога о помощи чужому для нас человеку, чтобы Он это услышал и исполнил.

О чистых сердцем

Милосердие нужно творить лишь с чистым сердцем. Только в этом случае оно будет истинным. Совершив акт милосердия, мы часто гордимся своим поступком. Радуемся, что совершили доброе дело, а ещё больше радуемся, что выполнили одну из важных заповедей блаженства.

Православие и другие христианские религии поощряют безвозмездную материальную помощь, которую люди оказывают друг другу и церкви. Они благодарят дарителей, называют их имена во время проповедей, награждают грамотами и т. д. К сожалению, всё это совсем не содействует чистоте сердца, напротив, поощряет тщеславие и другие, не менее неприятные качества, свойственные натуре человека. Что тут скажешь? Богу милее тот, кто в тишине своего дома со слезами молится о даровании здоровья и хлеба насущного какому-нибудь несчастному, о котором он знает лишь то, как его зовут.

Эти слова не в осуждение тем, кто жертвует на храмы или проявляет свою щедрость явно, прилюдно. Отнюдь. Но те, кто творит милость тайно, сохраняют чистоту сердца. Господь это видит. У него ни одно доброе дело не остаётся без воздаяния. Получивший же признание от людей уже награждён - у него хорошее настроение, все его хвалят и чествуют. Вторую награду, которая от Бога, он за это дело не обретёт.

О несущих мир

7 заповедь блаженства говорит о миротворцах. Иисус Христос считает миротворцев равными себе, а эту миссию наиболее трудной. В каждой ссоре есть вина как одной, так и другой стороны. Прекратить вражду очень трудно. Ссорятся не те, кто познал божественную любовь и блаженства, а, напротив, люди, озабоченные мирскими проблемами и обидами. Установить мир между людьми, одержимыми ущемлённой гордостью, завистью, ревностью или жадностью может далеко не всякий. Здесь важно и слова подобрать правильные, и гнев сторон утихомирить, чтобы ссора прекратилась и больше не повторялась. Сынами Божьими назовутся миротворцы. Так сказал Христос - Сын Божий, а каждое Его слово исполнено великого смысла.

Об изгнанных за правду

Война - отличный способ решить экономические проблемы одного государства за счёт другого. Мы знаем примеры того, как высокий уровень жизни одних народов поддерживается тем, что правительства их стран развязывают войны по всему миру. Честные дипломаты, журналисты, политики и военные, имеющие возможность влиять на общественное мнение, всегда подвергаются гонениям. Их сажают в тюрьмы, убивают, порочат ложью. Невозможно представить, чтобы какая-либо из мировых войн закончилась после того, как честный миротворец донёс до широкой общественности информацию о личной заинтересованности некоего представителя королевской семьи, клана президента, финансового или промышленного магната в производстве и поставке оружия воюющим сторонам.

Что же толкает известных и авторитетных людей выступать против несправедливых войн, притом что они не могут не понимать, что их инициатива будет наказана? Ими движет желание справедливого мира, сохранение жизни и здоровья мирных граждан, их семей, домов и образа жизни, а значит - истинное милосердие.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сообщил заповеди Божьего блаженства всем, кто его слушал. Это были люди разных национальностей и веры. Господь сказал, что подвиг во имя мира сделает их равными Сыну Бога. Имеет ли для Бога значение, какую веру они исповедуют? Конечно, нет. Господь пришёл принести веру и спасение всем. Детский врач Леонид Рошаль и доктор из Иордании Анвар эль-Саид не христиане, но они миротворцы, предотвратившие гибель нескольких сотен человек, захваченных террористами во время спектакля в московском доме культуры. И таких примеров масса.

О притесняемых за любовь к Богу

Сколько заповедей блаженства дал Господь людям? Всего девять. Заповедь о гонимых за веру и любовь к Богу является последней. Она в большей степени относится к великим христианским мученикам, которые своей смертью утвердили на земле веру в Иисуса Христа. Эти люди остались в истории как святые. Благодаря им теперь христиане могут открыто исповедовать свою веру и не опасаться за свою жизнь и за своих близких. Этим святым дана благодать заступаться перед Господом за грешников и просить для них прощения. Они помогают верующим в Бога справляться с разными трудностями - как с обычными, житейскими, так и в борьбе с силами зла. Своими небесными молитвами они хранят мир от гибели. Им посвящены акафисты и целые литургии, которые читаются во всех церквях в дни их поминания.

Владыко, заповеди блаженства - это заповеди истинного счастья на земле? Когда люди их получили и в каком количестве?

Безграничная любовь Бога к человеку выразилась в том, что Он не оставил Свое творение даже после отпадения прародителей. Более того, Он неминуемо продолжал заботиться о спасении человеческого рода, снабжая людей нравственными силами и божественными установлениями, которые, подобно маяку, направляли человека в буре житейского моря. Дав людям внутренний закон совести, Бог восполнял его по мере надобности и внешним законом - Откровением. Потребность в откровенном законе обнаружилась, когда вследствие грехопадения притупилось и извратилось нравственное сознание человека. Поэтому апостол Павел и говорит, что «закон дан по причине преступлений» (Гал. 3:19), то есть из-за грехопадения. Совесть человека затмилась и исказилась - и ей на помощь были даны Десять Заповедей, в которых ясно выражена воля Божия. Эти Заповеди на двух глиняных скрижалях получил пророк Моисей на горе Синай, и потому они еще называются Синайским законодательством.

За многие столетия ветхозаветной истории суть и смысл нравственного откровения, выраженного в Синайских заповедях, были погребены под тяжестью огромного количества разнообразных бытовых и обрядовых предписаний. Скрупулезному исполнению сугубо внешней, ритуальной стороны закона стало придаваться главенствующее значение. Поэтому надлежало явиться Господу, чтобы обновить содержание закона и наполнить его внутренним духовным смыслом.

Господь наш Иисус Христос продолжил строить на том основании, которое было заложено в древнее время пророками: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Но Его здание совершеннее - Он исполнил и в то же время восполнил закон. Заповеди, данные через Моисея, Господь сводит к закону совести и сердца. Вследствие этого они написаны уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (Рим. 8:10). Таким образом, Спаситель возводит нашу мысль от земных и временных благ, которыми израильтяне побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к Небу как цели его существования.

Заповеди блаженства Господь наш Иисус Христос раскрыл в Нагорной проповеди. Их девять (см. Мф. 5:3-12). Они говорят о том, что должен делать человек, каким он должен быть, чтобы обрести счастье и полноту жизни. Блаженство и есть синоним счастья. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует сам Христос». Другими словами, блаженство - это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность.

Первая заповедь блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Кто такие нищии духом и почему им принадлежит Царство Небесное?

Жизнь с Богом - это полнота бытия, наивысшее благо и человеческое счастье. Но для того чтобы человек обрел счастье, он должен быть способным принять в себя Духа Божия, освободив свое сердце от грехов и страстей. Грех изгоняет Бога из жизни людей, и тогда на принадлежавшем Ему центральном месте их духовной жизни воцаряется собственное «я» человека. Происходит искажение жизненных ценностей, перемена всех ориентиров. Вместо того чтобы восходить к Богу, служить Ему и пребывать в спасительном общении с Ним, человек направляет все свои силы на удовлетворение потребностей собственного эгоизма. Состояние, когда люди живут ради себя и центром своей внутренней вселенной ставят собственное «я», именуется гордыней. Гордость - начало греха, потому что гордый человек полагается в жизни только на себя. Он считает, что сам все может и Бог ему не нужен. Гордость - это начало отрицания Бога и даже борьба с Ним, а духовная нищета, или смирение, есть состояние, противоположное гордости. Не случайно Слово Божие нас предупреждает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Святые отцы учат, что первый признак выздоровления души - видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Осознание своего падшего состояния приводит человека к смирению, которое закономерно является первой ступенькой на пути к Богу. Святитель Николай Сербский пишет: «Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не достигают ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов. Нищета духа - не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты: нищеты с точки зрения своих знаний, нищеты с точки зрения своей доброты, нищеты с точки зрения своих дел».

Нищета духовная и смирение - это не слабость, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над демоном эгоизма и всесилием страстей. От нас требуется способность увидеть свои недостатки, чтобы бороться с ними и открыть Богу свое сердце, дабы Он воцарился в нем, освящая и преображая Своею благодатью нашу жизнь.

Вторая заповедь блаженства: «Блажени плачущии, яко тии утешатся». Очень трудно людям понять эту заповедь. Плачущие всегда несчастны. О каких спасительных слезах говорится?

Действительно, по слову святителя Иоанна Златоуста, эта заповедь кажется противоречащей мнению целой вселенной, ведь все считают плачущих несчастными. В обыденном представлении слезы - непременный знак человеческого горя, боли, обиды, безысходности. Но плачущими блаженно здесь названы не те, которые плачут из-за житейских проблем, ведь плачет и бессильная злоба, и униженная гордость, и оскорбленное самолюбие. Эта «печаль мира сего» часто доводит до смертного греха уныния и отчаяния. Но если человек способен плакать от сострадания к брату своему, то это свидетельствует о совершенно особом состоянии его души. Сердце такого человека живо, а потому отзывчиво на боль ближнего и, значит, способно к делам добра и сострадания. Милосердие и готовность помочь другому являются важнейшими составляющими человеческого счастья. Ибо не может быть счастлив человек, когда рядом кто-то страдает, как не бывает радости посреди пепелища, жертв и людского горя. Поэтому наши слезы есть прямой и нравственно здоровый ответ на горе другого человека, ведь безразличие - это пассивное участие в беззаконии. В меру сил и возможностей, используя слово или дело, утешение, любое участие в жизни страдающего человека, меняя его судьбу к лучшему, мы исполняем эту заповедь. По сути, эта заповедь направлена на то, чтобы среди нас было меньше страдающих и плачущих. Ведь если каждый человек будет сопереживать горю ближнего, образно говоря, плакать об этом горе, и озадачится целью ему помочь, то плачущих не останется.

Также святые отцы под плачущими понимали людей, которые оплакивают свои грехи и разрыв с Богом. Святитель Григорий Богослов говорил, что плачущие - это те, кто сожалеет о потерянном духовном состоянии в результате совершенного греха. Такую печаль по Бозе святые отцы называли радостотворной, ибо она не ложится на душу тяжелым грузом, но побуждает человека искать Бога и находить в Нем утешение.

Третья заповедь блаженства звучит так: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». Какое определение кротости? И почему кроткие ублажаются сразу после плачущих?

Кротость - это способность человека понять и простить другого. Она является результатом смирения. А смирение, как мы говорили ранее, характеризуется способностью поставить в центре своей жизни Бога или другого человека. Человек смиренный, нищий духом, готов понимать и прощать. Также кротость - это терпение и великодушие. «Почему кроткие ублажаются тотчас после плачущих? Потому, что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших, - пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его настолько, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия. “…Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашимˮ (Мф. 11:29)». Можно себе представить, какой была бы наша жизнь, если бы все мы были способны принимать, понимать и прощать друг друга. Рай начался бы уже на Земле. Поэтому святитель Василий Великий учит: «Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам... ибо кроткие “наследуют землюˮ (Мф. 5:5). Эта земля - Небесный Иерусалим, она не бывает добычей состязающихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким».

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.

Девять заповедей блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают десять заповедей Закона Божия. Напротив, эти заповеди дополняют друг друга. Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.
Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви.
Всем, кто будет исполнять Его наставления ли заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

1. Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства, т. е. быть в высшей степени счастливыми и угодными Богу, должны быть нищие духом (смиренные, сознающие свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думающие о том, что они лучше или святее других).

2. Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Плач, о котором здесь говорится, есть, прежде всего, истинная скорбь сердца и покаянные слёзы о содеянных грехах. Могут быть духовно благотворны и скорбь, и слёзы, вызываемые постигшими нас несчастьями. Если только эти слёзы и скорбь проникнуты верою, упованием, терпением и преданностью воле Божией.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никогда не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг друга, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследуют землю, т.е. Царство Небесное.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Насыщение в земной жизни бывает только отчасти.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые - это те, которые творят милосердные дела и знают настоящее сострадание к ближнему. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на будущем Суде Христовом.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистосердечие или искренность, согласно которым человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высшая степень чистоты сердца достигается постоянным и неослабленным подвигом бодрствования над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т.е. получат высочайшую степень Вечного блаженства.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы - люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются, по возможности, примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Блаженны изгнаные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются такие качества: правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели, мужество и терпение.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской потому, что злые люди ненавидят правду. Сам Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды Божией, и последователям Своим предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас,.." (Ин. 15,20).

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах.

Согласно этой заповеди, Иисус Христос обещает готовым претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово - великую награду на Небесах - преимущественную и высокую степень блаженства.

Иные популярные молитвы:








О молитве: Как нужно молиться и каких ошибок избегать, Молитвенное правило, Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина, Когда совершать свое молитвенное правило, Как подготовиться к молитве, Как совершать дома свое молитвенное правило, Что делать при рассеянии на молитве, Как заканчивать свое молитвенное правило, Как научиться молитвенно проводить день, Как принудить себя к молитве, Что нужно для успешной молитвы