Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

– Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки

– Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез... Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Беседовала Наталья Горошкова

Душу в постели. Либо в бою, либо пулька в лоб». Так говорил Эрнест Хемингуэй, произведения которого стали классикой литературы.

Установки американца классикой, к счастью не стали. Большинство мужчин, либо не прислушалось к Хемингуэю, либо интерпретировало его слова по-своему.

Появились, к примеру, тату на лбу в виде входящей в него пули. Кто сказал, что снаряд должен быть настоящим, а душу нужно отдавать в буквальном смысле?

Эрнест уточнений не делал. Расплывчатость его слов стала «почвой» лишь для одной категории сюжетов нательных рисунков.

Есть и другие, и не только для мужчин. Изучим все варианты тату на лбу, значение .

Значение тату на лбу

Психологи говорят, что смыл тату на лбу для девушек и зависит от расположения наколки.

Область и прилагающая к ним зона на подсознании связана с собственным «Я».

Соответственно, рисунки в нижней части лба передают отношение к себе, жизненные установки, самочувствие и, вообще, направленность на собственные чувства и мысли.

Область ближе к волосам олицетворяет общество. в верхней части лба говорит о тесной связи с социумом, направленность больше на него, нежели внутрь себя.

Фото тату на лбу , расположенной ровно по его центру, говорит о гармоничной личности.

В такой, нет перевеса ни в сторону своего «Я», ни в сторону общества. Не зря, именно по центру лба находится так называемый третий .

Физиологи понимают под ним эпифиз – орган внутренней секреции. Эзотерики и религиоведы признают это, но используют более поэтические названия: — третий и чакра Аджна.

Они отвечают за умение видеть прошлое, познавать будущее, преодолевать расстояния силой мысли в настоящем.

Качества, манящие многих, можно раскрыть и усилить, прорисовав третий на .

Если не решаетесь сделать стандартную наколку, попробуйте флеш-тату на лбу , — советуют эзотерики.

«» переводится, как . То есть, речь о картинах, созданных с помощью блесток. Их крепят на клеевую основу.

Общее восприятие человеческого лба связано с духовностью, интеллектом и воспоминаниями.

Помните, как целовала выше бровей? Именно поэтому мужчины, как правило, не любят поцелуи в лоб от спутниц жизни.

Начинает чувствоваться опека со стороны женщины. Не все хотят примерять на себя роль маленького, опекаемого .

А вот к поцелуям в лоб благосклонны. Так леди чувствуют заботу близких, их готовность опекать и защищать, стремление к душевной, а не лишь плотской близости.

Становится понятно, почему наколки в виде отпечатков на лбу заказывают, в основном, женщины.

Впрочем, делением по полам займемся позже. Пока же, разделим их по категориям.

Виды тату на лбу

С художественной точки зрения на лбу делятся на письменные и сюжетные. Первые варьируются от юмористических до .

Кто-то пишет: — «Место сдается». Другие разрешают: — «Постучи по ». Язык может быть любым.

Те, кто выбирает философские надписи, склонны размещать на лбах строку через тернии к .

Если надпись состоит из двух слов, или одного дублирующегося, можно сымитировать брови.

Это меняет восприятие наколки, сдвигая акцент с улавливания ее смысла на любование нестандартной композицией.

Сюжетные наколки на лбу делятся на знаковые и художественные. В первых используются общепринятые символы, геометрические .

Возьмем, к примеру, тату крест на лбу . Распятие – не только религиозный символ, но и универсальное обозначение центра мира, находящегося на пересечении четырех его сторон.

Тату крест на лбу значение , так же, имеет связанное с и началами.

Девичью энергию олицетворяет горизонтальная перекладина символа. С началом ассоциируется вертикальная линия .

Художественные сюжеты сложнее трактовать. Для зоны лба, в основном, выбирают орнаменты. В них значим каждый завиток, .

Причем, смысл зависит от расположения элементов орнамента, их близости или удаленности друг от друга.

Чтобы расшифровать картины, нудно перелопатить десятки , , ознакомиться с познавательными проектами на телевидении.

Не многим это нужно. Поэтому, орнаменты часто запрашивают девушки. Им нужны , подчеркивающие красоту, индивидуальность, а не повод для философских размышлений.

Тату на лбу для женщин

Тату на лбу женские , как правило, сюжетны. Из категории символов девушки часто выбирают Бинди.

Это точки на лбу, которые традиционно наносят индуисты. Многих россиян к этой религии привело увлечение йогой.

Проникшись ее философией, люди стали больше узнавать о ее религиозной подоплеке и заинтересовываться обычаями .

Точки на лбу там носят замужние женщины. Алый символизирует мудрость, приобретенную дамой в браке.

Однако, современность дала индианкам поблажку. Бинди стали подбирать под одежды, макияжа.

Переход символа в категорию украшательств сделал его доступнее для иностранок.

Многие так сжились с Бинди, что решили наколоть символ, дабы не приклеивать и не рисовать каждый день.

Среди художественных эскизов леди выбирают не только орнаменты, но и скелетированных , цветочные композиции, грациозных зверей.

Причем, располагают их, как правило, сбоку лба, преследуя эстетические цели. Рисунки затеняют периферию , делая ее более узкой и женственной.

Тату на лбу для мужчин

Мужчины чаще женщин запрашивают письменные наколки. Из знаковых, как правило, предпочитают провокационные, такие как, свастические символы.

Есть у и любимые художественные сюжеты, к примеру, тату джокер на лбу . Такая наколка символизирует шутку, в которой скрыт глубокий смысл.

Трактовка связана с умом и изобретательностью реальных шутов прошлого. Дабы не разгневать царей, но и не стать подобострастными, шутники прикрывали юмором сатиру, облечение во лжи и простое высмеивание.

Стоит отметить, что есть наколки на стыке категорий. Один из таких сюжетов, востребованный мужчинами, — тату волк с крестом на лбу .

Согласно верованиям древних славян, олицетворяет честолюбие и справедливость.

Однако, с приходом христианства, волков начали держать за духов зла. Тут-то в дело и пошли .

Ими стали отпугивать зверей. Получается, «Волк с распятием» — своеобразный от злых помыслов и нечистой силы.

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

Чувство мистического – основа настоящего искусства и науки. Тот, для кого это чувство чуждо, подобен мертвецу.

А. Эйнштейн

Введение

Загляните в свою сумочку. Там среди всяких косметических принадлежностей и необходимых вещичек многие из вас найдут свой паспорт – документ, удостоверяющий личность. В нем указаны ваши данные – место, год и дата рождения, имя, адрес. Скупая информация. Но и ее достаточно для того, чтобы определить, в деревне или в городе вы родились, в каком районе проживаете, молоды вы или пребываете в преклонном возрасте. По фотографии же, вклеенной в паспорт, можно представить ваш облик: цвет волос, разрез глаз, форму носа, губ, ушей, овал лица – и увидеть особые отличия типа сросшихся бровей, длинных усов или узких усиков, шрамов, родимых пятен и родинок на лице. Все остальное остается за кадром. Да и для чего многим из нас знать еще что-то о том огромном количестве людей, которые встречаются нам на протяжении всей жизни, оставаясь для нас всего лишь случайными прохожими?

Между тем у каждого живущего на Земле свой особенный путь в жизни, своя судьба, как мы говорим, подразумевая под этим ход жизненных событий. Слово же «судьба» повторяется нами на все лады: «баловень судьбы», «удары судьбы», «не судьба», «такая вот судьба». А если заглянуть в словарь, допустим, того же Даля? Находим слово «судьба», читаем: участь, жребий, доля, рок. А далее идет иллюстрирующая это толкование пословица: «Не судьба крестьянскому парню калачи есть». Не судьба, значит, не дано?

Выходит, что судьба – это данность, обстоятельства, не зависящие от нас. Откуда они? Почему они такие? Тайна. Только многие тайны на Земле уже разгаданы людьми, которые хотят докопаться до истины, разгадать загадки, раскрыть еще не познанное, расшифровать коды природы, венцом которой является человек.

Человека, его анатомию, физиологию, психику, мышление, логическую подоплеку его поведения изучают соответствующие науки. Мистику, оккультизм и его ветви ученые, настроенные материалистически, относят к лженаукам. В словарях так и пишут: «Мистика – враждебная науке вера в Божественное, в таинственный, сверхъестественный мир». Это нечто, чего мы не можем потрогать руками, разрезать, убедиться собственными глазами, чему не можем дать объяснение. Но если мы чего-то не знаем, это не значит, что оно не существует. Таинственный мир время от времени являет свидетельства своего присутствия. Господь Бог – кто его видел? Но не силами обычного человека созданы травы, деревья, цветы, всякие вещества, природа и сам человек. Это наглядные творения Высшего разума, сверхъестественных сил. И самые умные и образованные люди в наши дни начали признавать эту Высшую силу – Бога.

Ну, а мистики, оккультисты и люди, которых увлекли их идеи, строят свои теории относительно неразгаданного, изучают факты, собирают данные и преподносят сведения людям в виде наук – астрологии, хиромантии, физиогномики, френологии и пр. Здесь важен вопрос веры: признавать или не признавать эти науки.

Оккультисты считают, что жизненный ход судьбы – это предопределенность, и указывают на провидческие признаки, считая, что жизненная карта дается человеку от рождения, «написана» на нем самом в виде знаков и отметин на теле. Рождается человек с особого рода паспортом, который вручает ему Творец небесный, замысливший его предназначение. Ибо и жизнь, и ход жизни, и ее конец находятся в ведении Изобретателя, создавшего человека. По собственной воле и промыслу Он ставит на теле сотворенного Им живого существа знаки – эти тайны судьбы, заключающие элементы жизненных событий, которые должны случиться с человеком. Отметины эти – как бы пункты жизненного сценария, которым суждено проиграться в определенные отрезки бытия на Земле. Цель оккультиста – разгадать их, дать объяснение.

Человек же – существо любопытное. Хотя и живет он спокойно со всеми «шифрами», интерес к особенностям своего тела – шишкам, природным выпуклостям, пятнам, линиям, родинкам, шрамам – проявляет. В первую очередь, разумеется, в медицинском смысле, нередко и в эстетическом, но и любопытство иного плана – таинственного, мистического – существовало всегда: и на начальных шагах развития человеческого рода, и в наши дни. Многим людям нравится верить в необычное, получать нестандартные сведения, проявлять интерес к познаниям хиромантов и физиогномистов, предсказывающих судьбу по внешности, линиям на ладони, родинкам, разным отметинам и отпечаткам на голове, лице, руках, ногах. Наука их строится на признании первичности духа, сотворения тела сверхъестественной силой, Богом, который по разрабатываемой ими теории, построив человека по своему образу и подобию, снабдил его тело кодовыми знаками.

Предсказатели, читающие чужую судьбу по определенным признакам, знамениям, снам, знакам, существовали во всем мире. Так, например, во Вьетнаме по определенным приметам они выделяли из общей массы будущих правителей и воинов-героев. По мнению провидцев, их выдавали, кроме огромного роста, ума и храбрости, такие внешние признаки, как наличие длинных ушей, длинные руки, которые свидетельствовали о глубокой мудрости, и особое расположение родинок на теле. У выдающихся личностей на спине родинки располагались в виде созвездия Большой Медведицы или напоминали чешую дракона. А на лбу будущие правители имели характерную выпуклость, которая носила название «солнечный рог дракона».

О появлении будущего правителя могли свидетельствовать также и знамения, связанные с животными. Так, при появлении на свет будущего императора Ли Тхай То в провинции Кофап собака родила белого щенка, у которого на спине были пятна черного цвета. Их узор представлял собой иероглифы, составлявшиеся в словосочетание «Сын Неба». А при рождении будущего императора Ли Тхай-Тонга у одного буйвола в округе Чыонган отпали старые рога и выросли новые.

В Древней Азии оккультисты считали, что любая отметина на теле человека – определенный знак, за которым скрывается расшифровка его жизненных обстоятельств. Африканцы также верят в это. Вера эта основана на признании единства человека и космоса, в котором содержится вся информация об индивидууме, его настоящем, прошлом и будущем. Черпать эти сведения из Космического банка знаний, своего рода Вселенской Программы по созданию и ведению человеческих судеб, дано только людям с врожденными сверхъестественными способностями, коими являются шаманы, колдуны, ясновидцы, провидцы, экстрасенсы.

На Африканском континенте и в странах Юго-Восточной Азии кандидаты в колдуны или жрецы проходят строгий отбор по внешним признакам, в частности по особым отметинам на теле, которые могут скрывать как хорошую, так и плохую информацию – знамения будущего. Они же и прочитывают по отпечаткам на теле, кодам судьбы, человеческую жизнь. То же самое происходит, когда буддисты в разных странах выбирают далай-ламу – живого бога на Земле, способности которого во многом превосходят обычные человеческие.

По мнению оккультистов, появление таких знаков закономерно и имеет свой смысл. Человек, согрешивший хотя бы один раз, приобретает на теле или лице какую-то отметину, которая не исчезнет до исправления проступка. Вообще, родинки, родимые пятна и другие отпечатки – это свидетельства поступков в прошлых жизнях или текущей. Это сигналы действий и явлений, признаки определенных черт личности, характера, наклонностей, знаки предстоящих событий. Они по восточным поверьям могут переходить из одного человеческого воплощения в другое. Приняв решение об удалении родинки, стоит подумать: маги не рекомендуют удалять эти знаки хирургическим путем. Это протест против судьбы, против Создателя, против природы, воспринимаемый как прегрешение. Лучшее средство – провести «операцию» по совершенствованию души, очищая ее от злобы и всего плохого. Дело еще и в том, что, удалив родинку, по мнению японских физиогномистов, нельзя стереть тот код, который она в себе несла. Программа, смысл который был в ней зашифрован, остается, и то, что предопределено судьбой, все равно реализуется в жизни.

Знаки бывают благоприятные, определяющие все положительное, хорошее в жизни и свидетельствующие о чистоте души, и дурные, относящиеся не к Божественным отпечаткам, а к отметкам сатаны. Вот как раз рекомендация по очищению души и относится к таким «сатанинским» отметинам на теле.

Прислушаемся к мнению оккультистов и попробуем исследовать свое тело как астрологическую карту, опираясь на расшифровки отмеченных на нем знаков.

Морфоскопия, или Способы прочтения судеб по родинкам

Раскодированные пятнышки

Вряд ли встретишь человека с идеально чистой кожей. Пятнышки на каком-либо участке тела, с которыми он появился на свет, найдутся всегда. Врожденные пятнышки, несколько возвышающиеся над кожей, носят название родинок. Темные пятна на коже, данные от рождения, называются родимыми пятнами.

Люди воспринимают свои родинки как некую данность, существуют с ними всю жизнь, не задаваясь вопросами об их значении, и уходят с этими тайными знаками в мир иной, унося с собой, может быть, разгадку своей личности. Ведь по науке, носящей название морфоскопии, которая представляет собой систему знаний об отпечатках на теле, родинки заключают в себе информацию о личностных качествах человека, о его возможностях и предначертаниях судьбы.

Прежде чем дать расшифровку этим знакам, следует рассказать о двух половинах, на которые разделяют человеческое тело восточные представители оккультизма. Ибо это играет существенную роль: важно, на какой половине расположены родовые отметины.

В основе этого разделения лежит представление о борьбе и единстве противоположностей, а также о мужском и женском началах – ян и инь. Тело в этом аспекте делится на мужскую и женскую половины. Линия разделения проходит посередине лба до сакрального места. Мужская половина – правая часть тела, женская половина – левая. Мужская половина находится под управлением Солнца, женской управляет Луна.

Благоприятно расположение родинок на «своей» половине. Именно этот фактор усиливает положительное воздействие знака на судьбу. Даже знак, скрывающий негатив, теряет часть плохой энергии, смягчает свое отрицательное действие, когда он находится на «своем» участке.

Хуже, если родинки располагаются на «чужой» половине тела. Так, врожденные пятна у мужчины на левой стороне указывают на ошибки, совершенные им в прошлом воплощении, которые следует исправить в этой жизни. Если этого не произойдет, то его будут сопровождать неприятности. Специалисты в области морфоскопии дают шанс на устранение совершенных грехов.

Эти расшифровки действительны и для женщин, для которых «родной» стороной является левая. Отметины на правой половине тела указывают на возможность справиться с проблемами, которые эти тайные коды судьбы предсказывают.

Размеры знака свидетельствуют о силе влияния события на судьбу человека. Небольшие родинки предсказывают незначительность того, что может произойти. Естественно, чем больше знак по размеру, тем сильнее его значимость, вернее, события, которые он скрывает. Его яркость, рисунок также несут в себе негативный или положительный смысл.

Наличие пятен на теле не случайность. В индуизме эти метки связывают с понятием кармы. «Карма» в индуистском веровании означает сумму совершенных живым существом деяний и их последствий. Она определяет человеческую судьбу. В понятии «карма» важно соотношение плохих и хороших поступков. Много хороших дел – хорошая карма, и наоборот. Закон кармы вступает в силу после смерти. Там, в мире ином, Космический Суд определяет прижизненные заслуги человека и дает справедливую оценку – вознаграждения и наказания. Вознаграждения – определенные успехи, удачи, процветание, везение, защита Создателя – человеку даются в следующем воплощении. За грехи же он получает в другой жизни наказания. При этом не берется во внимание, именно эта ли личность совершила грех. Это могут быть не искупленные добрыми делами грехи близких человеку людей. Задача улучшения кармы рода возлагается небесными силами на представшего перед ними человека в виде возмездия – козней судьбы, чтобы он понял и исправил ошибки, собственные или родных, хорошими поступками. На теле же человека, как в паспорте, ставится «штамп» – родимые знаки. В индуизме, откуда и пришло понятие кармы – Вселенского закона, эти пятнышки носят название «тилак».

В оккультной литературе приводятся разные примеры, иллюстрирующие понятие кармы. Вот один из них. Мужчину 40 лет замучили боли в спине и страх, который сопровождал эти боли. Его лечили гипнозом, и в состоянии транса он увидел, что ему в спину пустили пулю. После сеанса гипнотизер обнаружил у пациента в месте вхождения пули в спину родинку – отметку его бурных похождений в предыдущем воплощении.

Кармический смысл родимых пятен на протяжении жизни может получить иное содержание, если человек искупил греховность совершенных им поступков добрыми деяниями, отработал кармический долг. Однако есть и такие родимые пятна, код которых остается неизменным. Обычно это знаки-обереги, к которым можно отнести изображения губ, глаз, рук, головы. Они находятся на голове, спине и бедрах.

Знаки временного характера

Помимо родинок, на теле много знаков временного характера – бородавок, папиллом, прыщей, шрамов. Смысл их появления оккультисты объясняют как предзнаменование мимолетных событий.

Бородавки признаются наглядными проявлениями сглаза и зависти. Поэтому их выведение приветствуется. Кстати, несколько рецептов:

Трижды обернуть бородавку конским волосом;

Ежедневно перед сном капать по капле уксусной кислоты из пипетки;

Смазывать бородавку на ночь соком чистотела.

Человеку, у которого есть бородавки, имеет смысл приглядеться к кругу людей, в котором он вращается, и выявить завистника, недоброжелателя. Но рекомендуется еще и обратить внимание на расположение бородавки. Так, ее наличие на указательном пальце считается счастливым знаком. Бородавка же на губах – признак животных страстей.

Разгадка появления в процессе жизни указанных выше пятен связана с их расположением на «своей» или «чужой» стороне. Не стоит тревожиться, если они появились на левой стороне у женщины или на правой у мужчины. Это расшифровывается как получение чужого покровительства, решение мучающей проблемы. Появление временных отметин на «чужой» стороне – предупреждение о неблагоприятных обстоятельствах, которые станут помехой в выполнении какого-либо дела. Надо будет собрать всю свою волю, силу и решительность для решения трудного вопроса.

Шрамы – приобретенные знаки на теле, которые остаются после заживления ран, полученных при повреждении тела или операциях. Здесь следует обратить внимание, на какой части тела появился шрам. Толкователи рекомендуют связывать возникновение таких отметин с ожиданием перемен в той области жизни, за которую отвечает эта часть тела.

Что касается татуировок, которые у жрецов всегда являлись свидетельством посвящения, следует принять во внимание информацию о благоприятных и неблагоприятных половинах тела и воздержаться от нанесения рисунка на своего рода «геопатогенную» зону тела – «чужую» сторону.

Несмотря на то что знаки в виде бородавок или отдельных темных либо светлых пятнышек, разных по размеру и очертаниям, которые возникают в процессе жизни, соответствуют недолговременным явлениям, их прочтение разъясняет суть и причину многих событий, происходивших с человеком на протяжении жизни, и их восприятие происходит в ином свете.

Пигментные пятна появляются внезапно и в самых неожиданных местах. С точки зрения оккультизма они считаются показателями предстоящего преодоления какой-либо проблемы, борьбы. С какой сферой жизни должна быть связана эта борьба, показывает место на теле, в котором появилось пигментное пятно.

Красные пигментные пятна связаны с Марсом и означают потерю сил и энергии. Находящиеся на «хорошей» стороне, они указывают на победу, на преодоление проблемы.

Светлые или золотистые пятна говорят о том, что их обладатель может быть подвергнут недугу или депрессии, воздействию негативной энергии со стороны других людей. Пигментные пятна на «своей» стороне – свидетельство благополучного разрешения жизненных проблем.

Прыщи, ячмени, чирьи. Прыщи связаны с планетой Марс. Их появление означает неблагоприятные ситуации, которые предстоит пережить тому, у кого они возникают. Если прыщи появились на щеках или скулах, это указание на то, что у человека будут трудности во взаимоотношениях с людьми. Прыщи на ногах означают поездки, а на руках – получение или, наоборот, потерю денег. Это зависит от того, на «хорошей» или «плохой» стороне они появились.

Прыщи на верхней части тела указывают на то, что событие случится в ближайшее время; прыщи, появившиеся в нижней области тела, указывают на более продолжительный срок, через который произойдет событие (примерно через 2,5 месяца).

Чирьи означают нерешенные проблемы, часто материального плана. Если чирей появился у мужчины на правой стороне, это означает благополучное разрешение проблемы, на левой стороне – для решения проблемы потребуются большие затраты времени.

Веснушки трактуют как знак человеческих взаимоотношений. Веснушки на лице – хорошо. Хуже, когда они рассыпаны в других местах. Их расположение на спине, особенно на «недоброй» половине, означает конфликт их обладателя и толпы, наличие соперников, для одоления которых надо будет собрать в кулак всю волю.

Расшифровка родинок по цвету

Родовые или приобретенные в течение жизни отпечатки на теле или лице для каждой личности имеют свое значение. Люди отличаются цветом кожи, и это важный фактор. Для людей со светлым типом кожи важны выпуклые родинки. Смуглокожим следует обращать внимание на черные родинки. Есть знаки без пигмента, то есть непигментированные участки кожи. Они несут в себе негативный смысл.

Красные родинки, которые носят цвет планеты Марс, говорят о запасах энергии в области, где они расположены. Именно в этой сфере жизни и будут происходить значимые события. Какие именно – положительного или отрицательного характера, зависит от месторасположения – на «своей» половине или «чужой». Красная родинка, расположенная на «своей» части тела, – благоприятный знак. Родинка Марса на «чужой» стороне тела – признак противоборства, конфликтных ситуаций.

Светлые родинки (так называемые родинки Венеры) – свидетельства чувств близости и симпатии, которые могут проявляться у человека по отношению к другим. Такие же родинки, находящиеся у женщины на «мужской» половине тела, – знак потерь и окружения, которое будет ставить палки в колеса на пути продвижения к цели.

Черные родинки, знаки Сатурна, скрывают в себе уроки, которые человек будет получать в ходе жизни. И это будут судьбоносные события. Эти же черные отметки – знак вознаграждений, подарков судьбы, которые будут получены в случае расположения их на стороне ян у мужчины и стороне инь у женщины. Черные родинки, нашедшие место на «чужой» половине, надо воспринимать как предвестники предстоящих ударов судьбы, вовлечения в тяжелые обстоятельства, больших испытаний.

Коричневые или красно-коричневые отметины на теле – родинки Юпитера. Они символизируют власть и покровительство, говорят о высоком социальном статусе, который предназначен их обладателю, о его связях с государственными структурами, с законодательными органами.

Родинка с волосом. Нередко бывает так, что из родинки растет волосок или даже несколько. Эти волоски, по мнению знатоков-мистиков, заключают в себе признак спасения, являются оберегающими канатами. Это особенно хорошо, если родинка находится на «злой» стороне. Родинка с растущим из нее волосом в этом случае рассматривается как смягчающее обстоятельство, как знак выхода из любой беды и несчастья. В случае расположения родинки с волоском на «правильной» стороне рекомендуется делиться своим счастьем с другими. В противном случае счастье не будет полным.

В целом же родинка с волосами означает прощение кармического долга.

Формы родинок и родимых пятен

Большое значение имеет форма родинки или родимого пятна. Отметины могут быть самых разнообразнейших конфигураций. Оккультисты изучили наиболее распространенные виды этих знаков на человеческом теле и дали им расшифровку.

Созвездие Большой Медведицы. Родинка в виде созвездия Большой Медведицы – замечательный знак, символ больших достижений, побед, славы, высокого положения в обществе, свидетельство покровительства Высших сил. Удача ждет обладателя такой родинки в той области, с которой связано ее месторасположение. Ведь каждая зона тела находится под управлением планет либо созвездий. Всего на теле различают 12 зон, каждой из которых соответствует знак зодиака. Отметине на теле, расположенной в месте, соответствующем знаку зодиака данного человека, придают большое значение. Именно в ней заключена важная событийная сторона человеческой судьбы в целом.

Квадрат. Родинки могут образовать на теле квадрат. Это трактуется как очень неблагоприятный знак. Тяжелый крест судьбы, борьба с обстоятельствами на протяжении всей жизни – удел обладателя такой отметины на теле. То же самое означает родинка или родимое пятно в виде паука.

Крест. Крест из родинок (имеются в виду выступающие точки на теле) – настораживающий знак. Он предупреждает своего обладателя о готовности к тяжелым испытаниям, непредвиденным поворотам в нелегкой судьбе. Положительное значение несет крест из пяти родинок. Его расшифровка – смирение, а также отработанный долг.

Звезда. Самая счастливая отметина на теле – имеющая форму звезды. Такой отпечаток встречается в редких случаях. Конечно, речь не идет о правильной пятиконечной звезде. Пятно может иметь и вид искаженной звездочки. Здесь важно, чтобы у такого знака было пять концов. Трактовка отметины звездообразной формы – счастливая судьба, покровительство неба, удачи и успехи в любой сфере жизни. «Хранит меня моя звезда!» – так может сказать носитель этого счастливого отпечатка.

Круг, солнце, луна. Нередки случаи, когда люди рождаются с родимыми пятнами в виде круга, который считается небесным знаком, так как похож на солнце или полную луну. Также и половинка круга или его часть причисляются к категории знаков под названием «небесные светила». «Солнце» в отличие от «луны» должно иметь «лучики» вокруг самого пятна. Носители солнечного знака – люди очень интересные, содержательные, многосторонние. Их отличают неуемная энергия, кипучий темперамент, жизнерадостность, они заряжают радостью и жизнелюбием всех окружающих, побуждают их к действиям. Это объясняется тем, что, как правило, обладатели этих знаков рождаются при свете солнца – утром, днем или до заката.

Носители солнечных отметин талантливы, хорошие родители, прекрасные мужья. Оккультисты уверяют, что со знаками солнца рождаются лишь желанные дети.

Неполный круг (например, в виде серпа с лучиками) говорит о наличии кармического долга, то есть какого-либо проступка, который перешел из прошлых воплощений для того, чтобы быть откорректированным с помощью добрых дел и поступков в этой жизни. Такое пятно может перейти генетически на ребенка, который будет расплачиваться за родительский грех, и, чем выше оно расположено, тем сильнее превратности судьбы. Плохо, если пятно подобного вида находится на голове. Это знак серьезного психического недуга, который может развиться у человека.

Более тонкий серпик – признак обостренной интуиции. В серпике без лучей также зашифровано наличие развитого шестого чувства. Для обладателя таких знаков это сулит защиту Божественных сил, потому что интуиция – дар Божий, наполненный спасительной силой.

Врожденный символ в виде убывающей луны таит в себе скрытые возможности, могущие проявиться уже в зрелом возрасте. Обладатель такой метки должен попробовать свои силы на поприще юриспруденции либо посвятить себя финансовой деятельности. Знак убывающей луны сулит ему достижение успехов в этих сферах. Также он может стать удачливым специалистом на рынке ценных бумаг.

Родимое пятно может представлять собой полный круг без окружающих его «лучей» – «полную луну». Этот знак указывает на наличие развитой интуиции и магический дар, который выражается в способности предвиденья, колдовства. Обладательницей такой метки была предсказательница Мария Ленорман. Но все эти мистические свойства заключает лишь знак, расположенный на правой стороне тела, а конкретнее – на задней поверхности коленного сгиба на высоте 25 см от него.

У носителя отпечатка в виде правильного круга могут быть и другие таланты, что способно вызвать зависть окружающих, неприятие человека как личности. Но, преодолев все трудности, обладатель такого знака выходит из переделок с закаленной, очищенной душой.

Птица. Хорошие свойства заключает в себе родимое пятно, похожее на птицу. Этот знак предвещает большие жизненные успехи и достижения. Разумеется, они не придут сами по себе, хозяин «птички» должен постараться: раскрыть свои способности, проявить упорство, приложить усилия к тому, чтобы привлечь удачу. А она обязательно придет, потому что «птичий» знак свидетельствует о Божьем даре в виде каких-либо талантов. Обычно личность со знаком птицы рождается в семье способных людей – хороших музыкантов, художников или писателей. Этот знак, расположенный на левом плече или на груди, – признак таланта большой силы.

Карта. Бывает, родинки рассыпаются по телу так, что можно читать их, как географическую карту, на которой есть моря, озера, острова. Оккультисты трактуют их как не слишком благоприятный знак, который получают нежеланные дети. Люди с подобной меткой взрывные, несдержанные, гневливые и истеричные. Также они могут таить обиды на окружающих, не всегда включают разум, несясь на своих эмоциях, как на парусах, что может привести к непредсказуемым поступкам.

Пятна в виде континента, полуострова, озера несут в себе информацию о путешествиях в разные страны, знакомствах с множеством людей.

Слон. Метка в виде слона в трактовке морфоскопии – не особо благоприятный символ, особенно если расположена на плече. Хотя сам обладатель этого знака – человек вполне надежный и порядочный, судьба преподносит ему неожиданные сюрпризы. Смысл его жизни заключается в преодолении трудностей и препятствий. Это связано с кармой, с его прегрешениями в предыдущих воплощениях. Чтобы не передавать кармический долг по наследству, ему следует сохранять спокойствие духа, великодушие, совершать достойные поступки. Но это будет даваться ему нелегко, в борьбе со своим внутренним «я». Насколько трудная это будет борьба, зависит от месторасположения врожденного отпечатка. Если он находится на ягодицах, обладателю «слона» придется бороться с большими соблазнами в жизни.

Кошка в оккультных науках – прислужница дьявола. Поэтому и отметку в виде кошачьего силуэта называют сатанинским знаком. Расшифровка кроется в приписывании обладателю такой метки таинственности и загадочности натуры. А если «кошка» темного цвета, то человек может испытать себя в области магического искусства: воздействовать на людей, вещать, гадать, возможно, даже исцелять. Обладатель такого знака способен приносить неосознанное зло, сам не желая того. Имеется в виду сглаз. Скрытность, сдержанность, уверенность, властность, проницательность – человеческие качества, которые принесут обладателю родинки в виде кошки удачу на сцене, в сфере правосудия.

Отпечаток губ. Родинки в форме отпечатка губ считаются очень счастливым знаком, предвещающим поцелуи судьбы. Бог, награждая человека такой меткой, взял его под свою защиту, дал ему сильную интуицию, наградил творческим мышлением, фантазией, здоровой психикой, чувством юмора. Его ждут удачи, жизненные сюрпризы, счастливая любовь. Мелкие неприятности никогда не выведут обладателя данной метки из равновесия, а от больших бед его защитит покровительство Создателя. Никакое зло к нему не пристанет.

Лик. Отметина, по форме напоминающая человеческое лицо, может располагаться в любом месте тела или на лице. Но, где бы ни располагалась эта метка, она имеет не слишком благоприятное значение в смысле личностных качеств. Люди, отмеченные таким знаком, обычно мнительные, совестливые, честолюбивые, любят копаться в себе, самокритичные, всегда испытывают ощущение вины, преувеличивают свои недостатки. Самооценка у них низкая. Они зависят от мнения окружающих, в которых ищут поддержки.

«Лик» на лице – знак провокаторский, который будет тормозить интуицию и осторожность, подталкивая к неразумным поступкам. «Лик» на спине предвещает постоянные поиски спутника жизни и разочарования в любви. Расположенная на спине, эта метка скрывает в себе тайну вечного противостояния недоброжелателям, которые будут строить козни, вовлекать в интриги. Не избежать обладателю метки в виде лика и терзаний от несчастливой любви, о чем будет свидетельствовать ее местоположение на груди. Тот же самый код скрывает подобное пятно на внутренней стороне бедер.

Ничего хорошего не несет в себе отпечаток «лица» на ягодице, предвещая насмешки окружающих, нелепые ситуации. «Лик» на животе сулит болезни.

А вот родимое пятно в виде человеческого лика на плече – знак вполне благоприятный, свидетельствующий об уме, склонном к философствованию, к тому же обещающий благополучный исход в случае неприятностей.

Родимый знак в виде языка пламени – свидетельство сложности человеческой натуры и неблагосклонной судьбы. Из-за ее превратностей обладатель такой метки часто впадает в тоску и уныние, вынашивая временами мысли о сведении счетов с жизнью. Вывести человека из состояния депрессии может любовь. Но впадающий в крайности обладатель «огненной» отметины – безумный ревнивец, поддающийся гневным порывам. Из-за сложности характера найти спасительную любовь ему трудно, но вполне возможно, потому что у него есть много положительных черт в характере – отвага, решительность, щедрость. Женщины, получившие «пламенный» отпечаток от Создателя, отличаются живостью, энергичностью, яркой фантазией. Они способны на самые решительные поступки, безрассудство, любят экстравагантные наряды.

Цифры. Есть люди, у которых родимые пятна на теле напоминают цифры. Такие же отметины встречаются и на лице. Оккультисты дают разгадку подобных знаков, опираясь на труд Корнелиуса Агриппы, известного мастера мистических наук XVI века, под заглавием «Оккультная философия». В нем Агриппа, излагая основы дисциплины, носящей название «нумерология», дает расшифровку цифр. Профессионал-оккультист путем суммирования приводит любое число к единичной цифре – от единицы до девятки, находя в ней магический смысл. В таком ключе и дается трактовка цифровых знаков на теле.

История крестного знамения начинается с того момента, когда Господь совершил наше Спасение, простирая руки на кресте. С этого времени размышление о Кресте Христовом и появляется желание, которое особенно ярко выразил апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвого Господа Иисуса» (2 Кор 4.10). Святой Иоанн говорит нам о печати «на челах рабов Бога нашего» (Откр 7.3, 9.4, 14.1).

Знак на лбу

Жест крестного знамения на лбу латинские отцы называли «signum, signaculum, tropaeum», а греки - συμβολον y σφραγις (этот термин использует св. Иоанн). Первые христиане полюбили этот знак, поэтому Тертуллиан уже в 211 г. наставляет: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением (signaculo frontem terimus)» («О венце воина», 3). Такое подробное описание говорит о том, что этот знак использовался ранее. Об этом свидетельствуют сочинения гностиков – деяния св. Иоанна, Фомы и Петра, которые уже во II веке обращаются к Господу, говоря: «Иисус Христос! Во Имя Твое говорю, осененный Твоим святым знаком» (Actus Petri cum Simone 5. 6 51). Из этих текстов становится ясно, что знак совершался на лбу; это подтверждают другие западные и восточные авторы, например, Ипполит: «Осеняй чело твое Крестным знамением, чтобы победить Сатану и славиться за веру твою» (Кан. Ип. 247) или Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе». Знаком-жестом был именно крест: «Если скажем катехумену: «Веруешь во Христа». Отвечает: «Верую» и осеняется. Уже крест Христовый носит на челе своем и не краснеет о кресте своего Господа» (св. Августин, In epistolam Ioannis ad Parthos, 11.3). Августин также свидетельствует о том, что знак креста использовали во время древней Литургии. «Знаком креста освящается Тело Христово, благословляется крещальный источник, рукополагаются священники и другие служители. Освящается все то, что через обращение к Имени Иисуса должно стать святым» (Sermo 181, de tempore).

На челе, на устах и на груди

Со временем знак креста начинает совершаться не только на лбу, но и на других частях тела. Об этом свидетельствует, например, «Апостольская традиция», почитаемый литургический текст III века: «Три раза осеняйте катехумена во время последнего экзорцизма: лоб, уши и нос» (Trad. Apost., 28). Римский христианский поэт Пруденций также говорит о знаке креста «на лбу и на сердце» (Cathemerinon, 131. 132). Особенно ярко пишет св. Гауденций о тройном кресте: «Пусть будет слово Божие и знак Христа в сердце, у рта и у лба» (Tractatus Vel Sermones Qui Exstant Sermo 8, De evangelii lectione primus, PL 20. 890-91). Этот жест мы совершаем и сегодня, когда читаем Евангелие во время Святой Мессы или когда осеняем себя крестом три раза большим пальцем правой руки: сначала лоб, говоря при этом: «через крестное знамение», затем губы, произнося «от врагов наших», и, наконец, грудь: «освободи нас Господи!».

Обычно одним пальцем

Любопытно, что первые христиане осеняли себя крестным знамением одним пальцем. Блаженный Иероним пишет, что преподобная Павла перед кончиной, «держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение» (Эпистола 108, 28 (если как в цитатах из Библии, то 108.28). «Когда знаменуешься крестом, - говорит Златоуст, - то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Об этом также свидетельствуют блаж. Феодорит Кирский, Созомен, Григорий Двоеслов и многие другие. О каком пальце идет речь, тексты не упоминают. Но историки считают, что это был либо указательный, либо большой палец. Учитывая, что такой знак совершается большим пальцем уже на протяжении тысячелетия во время Латинской мессы, большинство исследователей соглашаются, что чаще всего крестное знамение сотворялось большим пальцем. Такой знак креста мы совершаем и сегодня, например, когда епископ преподает Миропомазание, или когда священник, родители и крестные осеняют лоб ребенка во время таинства Крещения.

Слева направо

Любопытно, как крестились первые христиане: справа налево или слева направо? Доподлинно этого не знает никто. Б.А. Успенский, крупнейший специалист в области истории и культурологии, считает, что древность обычая креститься слева направо не вызывает сомнений, поскольку во всех литургических традициях священники благословляют слева направо. Кроме того, этот обычай объединяет две ранние традиции: католиков и монофизитов (армяне, копты, эфиопы, сирийцы). Успенский предполагает, что обычай креститься справа налево относится к процессу катехизации детей, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением: «Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви: священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку…»; после этого он крестит его, т.е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего…». Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена… При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо, как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево… (Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 31-32).

Заключение

Ни одна современная традиция крестного знамения не совпадает с раннехристианской. Но когда мы, католики, трижды совершаем крестное знамение большим пальцем, мы можем чувствовать себя наследниками первых христиан.

отец Александр Бургос