Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.

На протяжении всего действия романа «Евгений Онегин» две фигуры полностью занимают поле читательского внимания.­ Онегин - убежденный скептик, который не ждет от жизни ничего хорошего и не ищет любви, и Ленский - молодой мечтатель, который видит во всем высшее предназначение и верит в возможность счастья. Автор так умело описал переплетение судеб этих двух героев, что до конца произведения их дружба и последующая вражда остаются главной интригой.

Пушкин проверяет своих героев разными способами. В неспешных беседах они высказывают свое мнение по поводу многих жизненных вопросов. Несмотря на очевидную разницу в возрасте и в характерах, Онегин относится к Ленскому как к другу. Ленский - это представитель дворянской молодежи, юный и неопытный. Он не видит разницу между вымыслом и реальностью, а Онегин в свои двадцать-шесть многое повидал, ничему не удивлялся и все предавал сомнению.

Когда Владимир нежно, отчаянно влюбился в Ольгу , Евгений смог разглядеть в его порыве поспешность и неопытность. Его оценка Ольги была довольно сурова, так как он лучше разбирался в противоположном поле. Онегин сразу заметил, что ее старшая сестра гораздо интересней, надежней и искренней. Татьяна покорила героя своей открытостью и незаурядностью. В то же время Ленский настолько увлекся Ольгой, что решился вызвать друга на дуэль. Всему виной стали его чрезмерная увлеченность и циничность Онегина.

На званом вечере у Лариных, Евгений от скуки решил подшутить над возвышенными чувствами своего друга. К тому же, он чувствовал явное волнение Татьяны от его присутствия и, чтобы как-то разрядить обстановку он стал любезничать с Ольгой и приглашать ее на каждый танец. Такое поведение вызвало бурю негодования в душе романтичного Ленского, который был уверен, что любим. На следующее утро он отправил другу записку с вызовов на дуэль.

Этот эпизод, пожалуй, самое грустное, что произошло в романе. Перед дуэлью Татьяна видела пророческий сон, толкование которому так и не смогла найти. Но вот он и стал сбываться. Онегин принял этот вызов холодно и с чувством достоинства. В душе он, конечно, был собой недоволен, так как понимал, что не нужно было так шутить над чувствами друга. Молодые люди не стали раскрывать детали своей размолвки, чтобы дуэль не сорвалась. В назначенный день, в назначенный час они явились к мельнице.

Вечер перед дуэлью Ленский посвятил написанию прощальных стихов, которые слагал в лирическом жару. Онегин проспал и опоздал на встречу, чем разозлил секунданта Зарецкого. Со своей стороны он привел Гильо. Словно в страшном сне бывшие еще вчера хорошими друзьями Евгений и Владимир не захотели идти против светских порядков и стали стреляться. Первым выстрелил Онегин и убил Ленского.

Этот молодой романтик мог бы стать известным поэтом, а возможно так и остался бы заурядным человеком, но самое страшное в том, что он умер, будучи, ни в чем невиноватым. Онегин подбежал к нему, звал, но все напрасно. Трагедия случилась из-за нежелания противостоять светским обычаям. Истинный порыв помириться мог бы быть воспринят как трусость, поэтому Ленский пошел до конца и умер как герой. Эта дуэль многое определила в жизни ключевых героев романа. Она стала поворотным моментом, меняющим в корне жизнь, как самого Онегина, так и сестер Лариных.

Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина?
Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения - эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.


Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты:
Вот пистолеты уж блеснули.
Вот порох струйкой сероватой
Гремит о шомпол молоток.


Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров - они «блеснули». Молоток «гремит» - стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.


Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный.
Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства.


Подтекст этой сцена - страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком.
Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как "педант" Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени...».


Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»:

Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...

Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время
замедляется, наступает страшная тишина:
...поэт
На грудь кладет тихонько руку
Роняет молча пистолет,
И падает...
Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:


Дохнула буря, цвет прекрасный
увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..

Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом - для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.


В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»

Сочинение «Дуэль Онегина и Ленского» (Анализ эпизода)

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «самое задушевное
», по выражению В. Г. Белинского, произведение поэта, в котором
он с наибольшей полнотой выразил свои мысли и чувства.
Трудно решить, какие страницы можно назвать любимыми, настолько
великолепны все строфы романа. Поначалу мне было непонятно,
почему главные герои - Онегин и Ленский - дерутся на дуэли, ведь
они приятели, пусть и «от делать нечего», как иронично говорит
Пушкин, и причина их ссоры - просто недоразумение. Перечитав
произведение и ознакомившись с комментариями Ю. М. Лотмана,
я разрешил для себя загадку страниц, посвященных дуэли главных
героев, и хотел бы рассказать о них.
Оказывается, причиной поединка мог стать для дворян в XIX веке
сущий пустяк, а ведь Ленскому показалось в его юной, наивной ревности,
что лучший друг взялся ухаживать за его невестой, а Ольга,
вдруг превратившись в кокетку, отвечает Онегину взаимностью, чуть ли
не изменяет. Читатель видит, что ревность Ленского не имеет серьезных
оснований: раздраженный скучным ему обществом поместных
дворян на балу у Лариных, Онегин хотел «взбесить» друга,
уговорившего его приехать, но совершенно не собирался ни ухаживать
за Ольгой, ни затевать серьезную ссору.
Однако Ленский, считая себя оскорбленным, обращается к За-
рецкому с просьбой быть его секундантом. Зарецкий не без удовольствия
вручает Онегину вызов на дуэль, и тот без лишних слов
объявляет, что он «всегда готов». Почему Онегин мгновенно соглашается?
Тот же вопрос задает автор, описывая состояние Онегина перед дуэлью.
Главный герой досадует на свою неуместную шутку с Ленским,
жалеет, что не объяснился с другом. Но мысль об отказе от
поединка представляется ему невозможной. Современному читателю
понятно эмоциональное лирическое отступление автора о нелепости,
даже преступности дуэлей по ничтожным поводам, но непонятно,
почему же Онегин и Ленский, осознав ошибку, становятся к барьеру.
Читателю же пушкинского времени как раз ясны были мотивы поступков
героев, а странными могли показаться рассуждения автора.
Недаром Пушкин так подробно описывает Зарецкого, проведшего
бурную молодость за карточными или трактирными столами, а нынче
ради собственного удовольствия устраивающего чужие поединки.
Откажись Онегин драться, Зарецкий мигом бы ославил его как труса.
Честь Онегина была бы навсегда запятнана, а для дворянина считалось
возможным потерять все, но не честь. Пушкин, как передовой
человек своего времени, гуманист, один из первых в русской литературе
заговорил о бесчеловечности дуэлей. Получалось, что, убей
Онегин друга без всякого серьезного повода, честь его не пострадает,
а откажись от убийства - прослывет трусом.
Онегин изображен типичным человеком своего времени, неспособным
перешагнуть через условности дворянской этики. Пушкин
дает читателю понять, что главный герой всеми силами пытается
сорвать дуэль, но тем страшнее результат. Онегин неприлично опаздывает,
берет в секунданты слугу, дерзит Зарецкому по поводу его
честности, но роковой механизм запущен, и все мелкие ухищрения
бессильны остановить его.
По сигналу вчерашние приятели сближаются, и Онегин стреляет
первым: ...Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Пушкин находит самые выразительные, потрясающие читателя
слова, чтобы показать всю трагичность гибели юного поэта. Всей
сценой дуэли Пушкин словно обращается к современникам с призывом
опомниться, отказаться от «ложного стыда», когда речь идет
о человеческой жизни, не затевать ссор по пустякам, если они могут
обернуться смертным поединком.
Пушкин пишет, что Онегин «сражен» восклицанием Зарецкого
«Убит!» Спрашивается, а чего же он ожидал, когда целился в Ленского?
Напрашивается ответ, что Онегин попал в друга случайно,
собираясь выстрелить мимо. Но тем страшнее неожиданный результат
выстрела.
Пушкин пытается угадать, каким мог бы быть жизненный путь
Ленского. Ему видятся два варианта: Ленский становится великим
поэтом или же превращается в заурядного помещика. Наверное,
Пушкин намеренно рисует две таких противоположных судьбы:
неважно, кем стал бы Ленский, важно, что жизнь человеческая не
была бы так нелепо оборвана.
В заключение хочется обратиться к биографии самого А. С. Пушкина.
Уже Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», написанном
сразу после смерти своего великого современника, отметил то странное,
пророческое сходство, которое есть в изображении гибели Ленского
и реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Правда, повод для дуэли был
нешуточный: была задета честь жены поэта. Но убийству нет
оправдания, и человека не вернуть. И мы можем, как Пушкин о Ленском,
только гадать, какие еще шедевры мог бы создать наш великий
поэт, если бы не трагическая смерть.

– самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,

Надулся он…

Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет…

Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…

Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.